Интервью со Шрипад Бхактиведантой Триданди Махараджем

sjjba5r7

Интервью со Шрипад Бхактиведантой Триданди Махараджем

День столетия Шрилы Бхактивиноды Тхакура

Джаганнатха Пури. Июнь 2014г.

 

В Джаганнатха Пури на Ратха-ятру приехал известный в Гаудия Матхе ученик Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады и шикша-ученик Шрилы Нараяны Госвами Махараджа – Шрипад Бхактиведанта Триданди Махарадж. Пользуясь возможностью, мы посетили его между лекциями, которые давал в этом священном месте Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж.

Шрипад Триданди Махарадж посещал лекции Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа. После лекции Ш.Бхарати Махараджа, мы встретились с Ш.Триданди Махараджем, договорившись о встрече заранее. У нас было не так много времени, поскольку не все санньяси надолго оставались во время Ратха-ятры в Джаганнатха Пури. Мы с Махараджем очень хорошо помним друг друга со времени прошлых парикрам, которые организовывал Шрила Гурудев. Ш.БВ. Триданди Махарадж часто помогал русским и зарубежным преданным совершать паломничество по Вриндавану и Навадвипе. У него большой опыт организационной деятельности в сознании Кришны, поскольку раньше он несколько лет был президентом одного из храмов сознания Кришны на Западе.

Шрипад Триданди Махарадж известен в России благодаря своим джапа-ретритам и прекрасным лекциям, которые он давал в нескольких городах нашей страны год за годом. К сожалению сейчас он уже не выезжает на проповедь и преимущественно занимается в последнее время интенсивным бхаджаном. Будучи очень смиренным преданным, серьезно сосредоточенным на садхане, он давно привлёк наше внимание своей погруженностью в духовную практику. Всегда энергичный и вдумчивый, он постоянно вдохновлял и вдохновляет преданных своим необыкновенным энтузиазмом. Встретившись с БВ. Триданди Махараджем, мы обсудили с ним ряд вопросов, которые беспокоили нас, а также других преданных.

 

Дхаранидхара д.: Харе Кришна, это (указывает рукой) Ари Мардан Прабху, меня зовут Дхаранидхара дас, мы хотим взять у Вас интервью для веб-сайта «Сат-сампрадая». У Ари Мардана Прабху есть вопросы, а я буду Вашим переводчиком.

Ари Мардан д.: Много разных вопросов мы планируем обсудить с Вами, но главное — это проблема, которая существует в настоящее время в нашем сообществе после ухода Шрилы Гурудева. Фактически я выступаю сейчас от имени преданных, которые нуждаются в понимании того, что происходит в некогда едином сообществе Шрилы Гурудева и как ко всему этому относиться?

Мы постараемся надолго не отвлекать Вас от Вашей духовной практики и просим у Вас немного времени для беседы.

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Я приветствую Вас, Дхаранидхара Прабху и Ари Мардан Прабху, а также кемеровских преданных. Я понимаю и разделяю Вашу озабоченность. Она касается санги Шрилы Гурудева в целом. Несомненно, мы не рассматриваем преданных, как принадлежащих только России, Америке или ёще какой-то другой стране. Все мы дживера ‘сварупа’ хайа кришнера нитья-даса — вечные слуги Кришны и всем важно знать то, как мы будем продвигаться по духовному пути в дальнейшем.

 

Ари Мардан д.: После ухода Гурудева в последние годы сангу покинуло более 85% преданных. Прежде всего, речь идёт об учениках Шрилы Гурудева. Многие разочаровались из-за того, что были привязаны к внешнему облику Шрилы Гурудева. Теперь не видя Его, они отошли в сторону. Это говорит о том, что у них не было внутренней связи с сад-гуру, которая должна гарантировать дальнейшее продвижение даже после окончания его пракат-лилы. Кто-то всё же остался в сообществе, надеясь на нынешних старших учеников Гурудева. Однако позже, некоторая часть младших преданных разочаровалась и в них. Это разочарование явилось причиной дальнейшего оттока недавно пришедших преданных.

Мы не очень осведомлены относительно того, каково на сегодня положение на Западе? Как в других странах реагируют преданные на подобные проблемы, с которыми они столкнулись после ухода нашего духовного учителя? Не могли бы Вы что-то сказать по этому поводу?

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: На Западе и в других странах произошла примерно та же ситуация. Много преданных отошло от практики. Но мой взгляд на данную ситуацию вполне позитивен.

 

Ари Мардан д.: Это точно, я не заметил того, чтобы Вы выглядели подавленным от всего происходящего. Вы как всегда полны оптимизма, и это в действительности изумляет!

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Почему произошло так, что санга фактически распалась? Старшие вайшнавы, которых Шрила Гурудев уполномочил действовать от своего имени, были направлены на то, чтобы объединять созданное им сообщество. Эти преданные слушали его в течение многих лет. Они старались понять сиддханту, изучая его настроение. Но как они поняли философию и настроение своего учителя? Их понимание выражает не совсем ту идею, о которой говорил Шрила Гурудев. Сейчас почти каждый из них понимает сиддханту по-своему. В силу этого у них не получатся всё соединить так гармонично, как это было раньше, при Шриле Гурудеве.

 

Ари Мардан д.: Сиддханта стоит в основе правильного усилия – абхидхеи. Без должного образования не может быть соответствующей практики. Вы понимаете, о чём я хочу сказать?

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Верно. И, тем не менее, я считаю, что нельзя на это смотреть только негативно. Почему? Потому что для достижения успеха в бхакти не принципиально быть всем вместе. Я хочу обосновать данное мною утверждение, чтобы меня можно было понять правильно.

Во-первых, у меня есть понимание о том, что в действительности является успехом миссии. Прежде всего, преданный должен быть сам успешен. Успех в духовной жизни каждого отдельного человека лежит в основе успеха всего сообщества. Это, в свою очередь, означает, что успех духовной миссии зависит не от общественных, административных или внешних усилий, а от ништхи (духовной устойчивости) каждого конкретного преданного или хотя бы лидеров этого сообщества.

К сожалению, очень часто в духовных сообществах среди старших преданных возникает что-то подобное представлению, своего рода шоу, когда они пытаются выделиться, хвастаясь друг перед другом и рассказывая о том, кто и сколько получил бхакти от маха-бхагаваты. Обнаруживается некое соревнование, которое на самом деле не имеет никакого отношения к подлинной духовной жизни. К тому же, в большинстве случаев, эти преданные даже не имеют истинного представления друг о друге. Они в действительности не знают, кто и на каком духовном уровне пребывает, кто из себя что представляет на самом деле*.

 

Ари Мардан д.: Это очевидно, что духовная жизнь измеряется не одной жизнью данного воплощения. И, казалось бы, эту банальную истину должны знать все, кто находится в ведической традиции. Однако почему-то это не принимается в расчёт, когда те или иные преданные пытаются оценить адхикару (квалификацию) того или иного человека. Для формирования устойчивого бхакти и бхакти-сиддх (духовных способностей) необходимы десятки, и не редко даже сотни жизней. Было бы полной нелепостью утверждать своё превосходство над другими, оценивая духовные достижения того или иного человека, при этом рассматривая лишь одну его нынешнюю жизнь. Жизнь дживы одна, и она длится вечность. Кто видит эту вечность? Кто имеет способность оценить весь тот потенциал, что имеет любой из нас? Какая должна быть для этого квалификация?

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Шрила Гурудев видел нас, понимал нас, и он нас всех объединял. Наше духовное продвижение в этой жизни — это результат наших усилий многих прошлых жизней. Все двигаются с разной скоростью: кто-то медленней, кто-то быстрей. То, что мы имеем в этой жизни какие-то возможности в духовном развитии — это результат усилий, совершённых нами в прошлых жизнях, а то, что мы делаем в этой жизни — принесёт плоды новых возможностей в следующей жизни. Поэтому духовная жизнь для меня — это, прежде всего, личный труд.

Сообщество — это нечто внешнее, и поэтому оно не настолько важно. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, говорил, что любое сообщество без руководства сад-гуру не лучше обычного сообщества пьяниц. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил: «Зачем удивляться тому, что кто-то уходит, надо удивляться тому, что кто-то остаётся в сознании Кришны, так как это (духовная жизнь) не просто».

Учитывая эти нюансы, я стараюсь больше беспокоиться о своём бхаджане, а не об успехе сообщества. Если я буду успешен в своём бхаджане, то я смогу хоть кому-то помочь. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж говорил, что есть форма (сообщество) — и это одно, а есть действие или функция. Это уже совсем другое. Преобразования — это то, что происходит внутри формы. И это гораздо важней!

 

Ари Мардан д.: Мы привыкли жить внешним, мы плутаем, забывая о главном.

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Насколько я понял, вы хотите получить интервью, в котором бы я сказал, что может помочь преданным после ухода Шрилы Гурудева. Это хорошо. Мне интересно разговаривать со старшими преданными и поддерживать их, потому что они подобны драгоценному камню. То, что касается новых преданных, то они приходят и уходят. К этому, в некотором смысле, следует привыкнуть. Мне интересны те преданные, которые практикуют хотя бы лет пять в традиции, а лучше пятнадцать или двадцать лет. Я хочу общаться с ними. Они нуждаются в садхана-бхаджане и им нужно иметь вдохновение, чтобы совершать его. Такие преданные должны получить знание о том, как привлечься к Кришне ещё больше. Лишь влечение к Шри Кришне является ключом к успеху в жизни. Если же мы будем лишь обсуждать недостойное поведение разных учителей, то можем рано или поздно совершить случайно апарадху. Нужно позволить людям делать то, что они хотят.

Для того чтобы совершать бхаджан, достаточно иметь трёх-четырёх близких друзей, нет большой необходимости в большом сообществе. Тогда вы естественным образом будете проповедовать всем остальным. Если вы просто заправляете свою машину на заправке или вы с кем-то встретились, то одно ваше лицо уже будет проповедовать им, и вы будете естественно испытывать сострадание к людям. В этом отношении я отличаюсь от многих моих духовных братьев тем, что не питаю веры в большие группы. Я больше за индивидуальную работу. Это одна из причин, почему я уже восемнадцать месяцев не путешествую и не даю лекций. Ныне, без Гурудева, путешествие с проповедью по городам может сбивать как самих проповедников, так и их слушателей с толку.

 

Ари Мардан д.: Сколько Вас помню, Вы всегда были необычайно смиренны.

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Почему у санньяси есть данда? Потому что Гурудев мог схватить её и в любое время побить нерадивого санньяси, если он себя поведёт неправильно. Побить, чтобы выбить из него дух пратиштхи. Внешне Гурудева нет сейчас с нами, но тогда кто уберёт мою пратиштху? Я путешествую, проповедую высокие истины, а кто будет лечить меня от пратиштхи?! Именно поэтому мне больше нравится сидеть в одном месте и заниматься служением. Я занимаюсь переводами и изданием книг, иногда даю лекции по «Скайпу», но прежде всего я должен стараться совершать усердно свою садхану. Это необходимо для того, чтобы помочь хоть кому-то. Если у меня не будет духовной силы, которая приходит от садханы, то никому и ни чем я не смогу помочь.

Например, я могу в лекции говорить: «Приезжайте во Вриндаван! Совершайте бхаджан!» А если я сам не знаю, что такое настоящий бхаджан, то сколько будут стоить мои слова? Как я могу проповедовать в этом случае? Это будет просто лицемерие. Поэтому лучше серьёзно заниматься своей духовной жизнью. Это то, что лично сказал мне делать мой духовный учитель и нет у меня в этом никаких сомнений**.

 

Ари Мардан д: В связи с этим возникает вопрос: большая часть преданных, которые получили посвящение у Шрилы Гурудева, не могут находиться рядом с ним, потому что он ушёл в апракатлилу.  Порой такие преданные не могут даже получить вдохновения от шастрия-садху-санги. Общаться с санньяси из-за рубежа тоже многие не могут, поскольку монахи приезжают не так уж и часто. А часть санньяси приезжают, не разрешая всех насущных проблем, которые возникают у активно практикующих преданных почти каждый день. А кто-то из монахов просто порой даже не в силах помочь тем, кто к ним обращается за разъяснениями или помощью. Кому-то из приезжающих санньяси элементарно не хватает времени на то, чтобы обсудить все проблемы учеников. Как же быть всем тем начинающим преданным, которые ищут поддержки?

Обязанность гуру – помогать ученикам, разрешать все их проблемы и развеивать сомнения. Уже не раз ученики жаловались, что они пишут своим учителям письма, а их гуру им не отвечает, потому что у гуру нет времени на учеников. Тогда озадаченные проблемами преданные ищут прибежища у тех вайшнавов, которые служат санньяси и инициирующим гуру.

Есть ещё кое-что по этому поводу. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада говорил о том, что все преданные, включая даже каништха-адхикари, должны помогать младшим и вновь пришедшим в традицию людям. Шрила Прабхупада даже обязывал это делать***. Однако, если мы примем концепцию, что нам необходимо обособиться, поддерживая общение только с малым количеством преданных, то тогда возникает вопрос: как мы можем помогать тем, кто просит нашей помощи?

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Это ваша обязанность. Я вас понимаю. Вы старший преданный, если вы знаете такого преданного, который не счастлив, вы должны накормить его прасадом, поговорить с ним, выслушать его проблемы. Вы должны быть для них как гуру, это Ваша работа, Ваша ответственность, все старшие вайшнавы должны быть подобны гуру. Шрила Гурудев быль очень мощным источником духовной силы. Нынешние гуру не обладают такой силой и возможностями. Поэтому, после того как такие гуру дали посвящение своим ученикам, местные преданные должны помогать этим новичкам и воодушевлять их.

 

Ари Мардан д.: В таком случае, я правильно понимаю Вас, что идея сосредоточения на более глубоком бхаджане может быть актуальна для таких как я только после того, как придёт время принять санньясу?

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Таким как ты уже сейчас нужно концентрироваться на садхане и бхаджане. Если твои садхана и бхаджан будут сильными, ты поддержишь естественным образом тех, кто вокруг тебя. Любой преданный, который силён в своей садхане, может вдохновить всех тех, кто находится вокруг него. Первой нашей задачей является сосредоточение усилий на своей садхане. И это в свою очередь даст нам силу и вдохновение, чтобы помочь другим, потому что в таком случае мы станем живым примером для нового человека, так как он будет видеть, что ему надо делать и за кем следовать. Быть лидером — большая ответственность. Особенно это касается лидеров-грихастх. Не должно быть всех этих телевизоров, развлечений и всего прочего. Необходимо быть строгим к себе. Все люди деградируют от чувственного наслаждения.

Я помню, когда посещал ваш город, на встречах было 15-20 хороших преданных. Они вполне могут практиковать по отдельности друг от друга. В этом нет каких-либо проблем. Если они будут совершать настоящий бхаджан, то каждый из этих двадцати человек вдохновит и побудит совершать садхану тех людей, которые соберутся вокруг них. Тогда у вас в городе появится много маленьких центров. Не обязательно иметь один большой центр. На Радхаштами и Джанмаштами вы можете собираться вместе, но это будут своего рода семейные встречи. Нет проблем в том, если у тебя будет три-четыре человека, таких же, как ты, близких по духу. Им будет нравиться то, что ты проповедуешь. Ты будешь помогать им и обучать их. Как помогать другим? Также, как этому обучал Шрила Бхактивинода Тхакур. Я имею в виду систему нама-хат.

Сегодня 100-летие со дня ухода Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Нам стоит снова обратить внимание на его идею нама-хаты. Она не может быть уничтожена или забыта, потому что построена по принципу семьи, ну если конечно семья не разойдется и не произойдет развод.

Лидерам необходимо давать наставления и вдохновлять людей собственным примером, а не просто словами. Слова стоят дёшево. Так или иначе, в этом мире всё неправильно, потому что это материальный мир. От низа до верха почти каждый думает только о себе: что он может получить, какую выгоду извлечь для себя. Поэтому следует всегда говорить о Шри Кришне, о наставлениях Шрилы Гурудева. Я думаю, что наше будущее — в развитии бхакти в каких-то локальных местах или отдельных сангах. Я не думаю, что мы преуспеем в развитии единого большого сообщества.

У вас может быть двадцать центров в городе. В этом нет проблем. Мы не собираемся ничего менять в той системе, которая так или иначе проявляется сама по себе, если только не появится ачарья и что-то не привнесёт. Просто будьте счастливы тем, что имеете. Не расстраивайтесь, не нужно сокрушаться из-за того, что группы делятся. Кому-то нужен очень живой, горящий лидер, кому-то нужен умиротворённый. У всех разные склонности и пристрастия именно это является разъединяющим фактором. Не будет так, что всем нужно будет одно и то же. Все разные. Только истинный гуру сможет нас всех объединить. Однако, если в санге нет такого сияющего ачарьи, то зачем собирать всех в одну кучу? Чтоб они воевали друг с другом?

Это головная боль для многих. Из-за войн совершаются оскорбления, очень много оскорблений. Апарадхи будут отдалять от Истины, и тогда вы увидите, что преданные перестанут повторять джапу, перестанут читать книги, будут плакать и чувствовать себя несчастными. Можно попробовать принять ситуацию такой, как она есть. Также и прежде всего, нужно признавать недостатки в себе самом. Если мы усиливаем свою связь с Кришной, то наша духовная сила будет естественно возрастать, и люди будут привлекаться. Тогда мы сможем поддерживать их. Всякие построения в обществе базируются на индивидуальном развитии человека.

Итак, кто добьется успеха? Кто будет спасён? Я должен быть успешен, ты должен быть успешен. Это главное — каждый из нас должен быть успешным. Мы не отвечаем за успех других, мы не Боги. Если кто-то вдохновился моей речью – здорово. Если не вдохновился — тоже замечательно. В любом случае замечательно! Почему? Потому что те, кто не привлёкся нашими с тобой лекциями, не будет нас обременять. Но даже если к нам придёт успех, нам нельзя допускать его до своего сердца. Это может привести к гордости. Гордость — это всегда минус. Если мы будем принимать восторженные ликования толпы и думать о себе как о значимой личности, то у нас проявится внутренняя чувствительность к критике. Что происходит с тем, кто чувствителен к ней? Такой человек будет защищаться и оправдываться, а это вообще ничего общего не имеет с садхана-бхаджаном. Это будет просто драма.

Приезжай жить во Вриндаван, мы будем вместе с тобой плакать в разлуке. У меня две гостевые комнаты и преданные могут оставаться в них на два-три месяца. Мы будем совершать парикраму вокруг Говардхана. Я живу рядом с храмом, но не часто там появляюсь. Там сейчас живут новые бенгальцы, а я не бенгалец, я — старый англичанин, который пытается совершать бхаджан.

Ари Мардан д: Мне приходится поддерживать тех, кто обратился ко мне за помощью. Я не знаю насколько это вообще возможно.

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Ты хороший проповедник, я знаю.

 

Ари Мардан д: Я уехал всего на несколько месяцев из города и Дхаранидхара Прабху уже два раза сказал мне, что он подавлен моим отсутствием.

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Иногда ему нужно быть несчастным, это нормально. Я несколько иной по характеру. Я завишу от Гурудева. Сейчас работаю над документальным фильмом. Также я ежедневно смотрю видео-выступления Шрилы Гурудева. У меня больше двенадцати гигабайт такого видео. Каждый день, один-два часа, я обязательно просматриваю какой-нибудь даршан. У меня есть определённое служение — работаю над книгой «Парикрама» или «Шикшаштака». Но самое важное, что я делаю ежедневно – это повторяю по шесть-семь часов джапу. Также каждый день, час или два, я посвящаю чтению «Шримад-Бхагаватам», порой совершаю парикраму. Через всё это я чувствую, что моя жизнь обретает успех, он в моей садхане. Не в садхана-бхаджане, я не знаю, что такое садхана-бхаджан. Как минимум делаю главное, чтобы у меня появился шанс. В этом теле у нас не так много времени. Нужно использовать максимально эту возможность.

Я согласен с тобой, у нас должны быть и усилия в проповеди, и собственная садхана. Шрила Гурудев сказал мне раз шестнадцать, если не больше, прямо в лицо: «В этой жизни просто совершай садхану». Также он говорил: «Если ты будешь совершать бхаджан, проповедь проявится у тебя естественным образом. Проповедь — отрыжка бхаджана».

Единственная проблема в санге нашего Гурудева – это недостаток садхана-бхаджана. Преданные в санге не очень настроены на практику садханы. Нам нужны такие люди, которые смогут помочь нам сосредоточиться на двадцати четырёх часовой практике садханы. Каждый час в сутках нужно практиковать правильно, не отклоняясь. Тогда ты будешь очень счастлив и увидишь, что придёт большой успех в  проповеди.

Если у тебя будет два, три или четыре друга — это будет очень хорошо, этого достаточно. Не нужно думать: «Мне нужно обязательно подружиться со всеми людьми в санге». Это невозможно. Все люди очень разные. Я не такой как ты, я не такой как Дхаранидхара, однако, если мы сможем друг друга вдохновить на серьёзную практику – это будет здорово. Только в таком случае мы можем быть вместе. Но если мы не можем друг друга вдохновлять, зачем нам оставаться вместе?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объяснял какие качества важны для успешного развития бхаджана. Их три. Первое — это умение прощать. Прости всех, любого, кто оскорбил тебя, а также прости и себя. Не нужно себя слишком строго судить. Мы в этом мире и без того все очень сильно страдаем. Второе — терпение. Нужно научиться терпеть. Третье – смирение. Эти правила позволят выстроить нашу жизнь и сделают её по-настоящему гармоничной. Вы должны быть всегда вдохновлены. Если вы будете вдохновлены, то придёт успех. Как правило, мы не можем изменить мир, мы просто должны принять ситуацию такой, какая она есть на самом деле. Нужно смело взглянуть ей в глаза и иметь мудрость в отношении того, что мы можем изменить. Как правило, нам не дано менять людей, но мы можем поменять себя.

 

Ари Мардан д: Встречали ли Вы когда-нибудь таких преданных, которые черпали сильное вдохновение не от своей практики, то есть индивидуальной садханы, а именно от проповеди другим? То есть я говорю о таких преданных, которые имели интенсивный духовный рост, благодаря проповеди другим. Вы относите себя к этой категории?

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Да, всякий раз, когда я говорю о Кришне, я вдохновляюсь. Если я понял вас правильно, то мне кажется, что я должен приехать в Ваш город. Я вдохновляюсь, когда с вами общаюсь.

 

Ари Мардан д: Спасибо, Махарадж, я чувствую по отношению к Вам то же самое.

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Мы должны быть практичными в сознании Кришны, то есть стоять на своей земле и понимать, где мы находимся. Мы можем говорить об очень высоких материях, но при этом мы не должны забывать, что у нас есть дом, семья, работа, обязанности. Нам нужно стать живыми примерами в бхакти. Недостаточно просто слов, нужен опыт духовной реальности. Этот опыт придёт из харинамы. Это главное.

Лакх не трудно повторять, трудно сосредоточить в этот момент свой ум исключительно на духовном. Вначале нужно просто повторять, чтобы утвердиться в привычке повторять много. Без привычки вообще трудно что-либо делать. Это нам подарок от Махапрабху. Только харинам, но в нём всё. Шестнадцать кругов — это для детей. Может быть шестнадцать кругов вас удержит от майи, но не поведёт дальше. Нам нужно двигаться выше уровня брахмабхуты.

Все наставления сводятся к тому, чтобы повторять святое имя, потому что это заключение всех писаний и также «Шримад-Багаватам». Последний стих гласит об этом. Повторяйте святое имя Радхи и Кришны, это очень просто. Если мы не повторяем много кругов, значит, в нашей жизни имеет место быть какая-то проблема. Нужно культивировать эту ангу бхакти. Естественно, это не произойдет сразу. Однако мы должны пытаться усиливать свою киртану. Вы слышали вчера на вечерней лекции Шрилы Бхарати Махараджа стих? Когда он говорил о беседе между Рамананда Раем и Махапрабху, он цитировал шлоку, которая говорит о важности повторения святого имени.

Чтобы совершать садхану, нужна упорядоченность. Хаотичный дневной распорядок никак не поможет уму, страсти можно угомонить лишь пунктуальностью, системой и правилами. Как спасти себя в этот век? Харинам является единственным спасительным средством. Только тогда Вы сможете дать что-то ценное другим.

Много лет назад, прежде чем отправиться на лекцию, которую собирался дать, я попытался составить её план. Хотел распланировать свою речь. В какой-то момент я решил, что больше не буду тратить время на формирование записей в компьютере, а просто повторю больше джапы на шестнадцать кругов. Я обнаружил, что презентация темы у меня получилась лучше! Господь в форме святого имени показал мне, что я не управляю ситуацией.

Повторяя святое имя, мы очищаемся и становимся своего рода духовными медиумами, посредниками. Тогда Шри Кришна легко может через нас говорить и действовать. В действительности мы не проповедуем. Вайшнавы желают лишь стать инструментами своего духовного учителя. Я также хочу, чтобы мой Гурудев проявился через меня.

В 1991 году я, изучая «Бхагаватам», наконец, пришёл к особому пониманию для себя: главное, что должен делать вайшнав, это поклоняться святому имени. Никто не сможет вдохновить на нама-киртану других, если сам этого не делает. Мы путешествуем по всему миру. Каждую неделю мы оказываемся в новом месте, однако это не меняет мой утренний распорядок. Даже сейчас, когда мы с Вами посещаем лекции Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа, я езжу на велосипеде слушать его лекции, и делаю это так, чтобы вернуться после катхи быстро в свою комнату и лечь спать в половине десятого вечера. Это необходимо для того, чтобы вовремя встать и посвятить утреннее время повторению святого имени.

Шриман Махапрабху никогда не будет принимать пищу в том доме, где не повторяют лакх святых имён. Какие отношения у нас с Махапрабху? Он наш бхаджана-шикша-гуру! Всё, что он делает, я должен повторять за Ним, следуя по Его стопам. Он дал нам восемь шлок «Шикшаштаки». Махапрабху — мой Гуру, Он мой бхаджана-шикша-гуру. Это его настроение. То, что нам дал Шри Чайтанья Махапрабху в плане сиддханты, это не так много. На самом деле, за пределами Индии люди не так уж и разумны. Доказательством этого является то, что если они наполняются каким-то знанием, проявляя немного больше знания, чем остальные, то становятся гордыми. Конечно, духовное знание очень важно для всех, не зря все наши ачарьи писали очень много книг. Однако тот, кто воспевает святое имя, обретает его естественным образом.

 

Ари Мардан д: Я хорошо помню, как Вы строго следовали распорядку дня, когда приезжали к нам в город. Хотя некоторые преданные были этим не довольны. Они привыкли к тому, что некоторые Махараджи затягивают свои лекции, желая подольше пообщаться с группой. Другие хотели побольше пообщаться с Вами лично и расспросить о тонкостях духовной жизни и философии, решить свои проблемы. Если бы Вы пошли навстречу такому стандарту поведения, я бы сутками от Вас не отходил.

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Прежде всего мы должны удовлетворить свои духовные нужды, у нас есть обязанности перед Гурудевом. Он столько раз мне говорил о том, чтобы я совершал садхана-бхаджан! Если мы будем очень много проповедовать и не заниматься садхана-бхаджаном, то что мы сможем дать другим? Никто не сможет привлечь к серьёзной практике преданных, если только говорить людям: «Совершайте садхана-бхаджан». Если сами ничего не делаем, то всё бесполезно.

 

Ари Мардан д: Почему я не могу рассматривать садхана-бхаджан как проповедь? Плюс, при повторении святого имени я чувствую, что оно становится наполненным, оно уже не является пустым звуком для меня, как для неофита. Самбандха-гьяна, которую я получаю в результате изучения священных писаний, позволяет мне постоянно находиться в духовных размышлениях во время повторения святого имени Бога.

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Я согласен с тобой, но я не считаю тебя начинающим преданным. Поэтому я пытаюсь вдохновить тебя на ещё большее повторение харинамы. Я помню тебя уже много лет. Ты очень, очень разумен. Я мечтаю о том, чтобы обрести вдохновение, слушая твою хари-катху о мадхурьялиле Кришны. Ты знаешь шастры, но не забывай о заключении шастр — вкусе и любовной привязанности к Кришне! Сегодня нам с тобой стоит помолиться о том, чтобы обрести эту драгоценность — привязанность и вкус, которые может дать нам Шрила Бхактивинода Тхакур к Господу Джаганнатхе, пока мы здесь, в Пури.

 

Ари Мардан д.: Ваша вера в меня заставляет поверить в те силы, что дал мне Гурудев и Кришна. Хотя я чувствую, что не заслуживаю Вашей веры.

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Каждый день нужно повторять лакх, а что ещё делать? (улыбается) Нужен какой-то баланс. То, что ты делаешь — очень хорошо, но для обретения ещё большей силы нужно развивать желание воспевать святое имя ещё больше. Это всё, что я могу сказать. Если спросишь Шроти Махараджа или Шридхара Махараджа, то они возможно скажут тебе что-то другое, например, что нужно больше проповедовать. Однако если Вы подойдёте к Ашрам Махараджу, то он Вам порекомендует ежедневно повторять два лакха. Если спросите любого другого санньяси, то каждый выскажет своё понимание.

 

Ари Мардан д.: К сожалению, у меня нет такого настроя, что нужно повторять по два лакха или лакх каждый день. Наверное, я слишком много общался с теми санньяси, которые в связи с проповедью не повторяют даже шестнадцати кругов. Я не раз приглашал таковых к себе домой.

Шрипад БВ. Триданди Махарадж:  Я не  могу поддержать такой вид проповеди. Один из наших самых лучших санньяси поехал проповедовать в Италию и там привлёкся юными девушками. Почему? Потому что он вообще не повторял святое имя. В шастрах не говорится, что проповедь — это юга-дхарма, в них нет такого. Харинамюга-дхарма! Святое имя очень могущественно. Я хочу, чтобы ты акцентировался на харинаме, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста. Это сделает твои наставления, все чему ты учишь других, сияющими. Это сделает твою презентацию сознания Кришны более зрелой. Некоторым не хватает разума, чтобы понять, что написано в шастрах и поэтому, благодаря повторению святого имени, они постепенно обретут разум. Это обещает Сам Махапрабху! Чем Он занимался? Он жил восемнадцать лет в том месте, где мы сейчас с тобой находимся. Харидас Тхакур жил очень близко с Ним и повторял три лакха харинамы ежедневно. Почему так получилось? Почему он жил рядом с Шриманом Махапрабху? Чтоб показать пример всему миру. Это пример, благодаря которому мы обретём духовный опыт. Нам очень нужен такой опыт. Он даст нам ништху, потом ручи, асакти. Нам нужен вкус, а если нет вкуса, что тогда?

Я думаю, мы должны сейчас закончить обсуждать эту тему. Я люблю шастры, люблю философию, но я считаю, что практика должна быть сбалансированной с молитвенной жизнью. Маха-мантра подобна топливу для машины, а шастры — это руль. Однако если у вас нет бензина — машина не поедет.

 

Ари Мардан д: Спасибо Вам, Махарадж, за очень вдохновляющие слова. За то, что вы выделили время на беседу с нами.

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Спасибо большое, что вы поделились со мной своим опытом и пониманием духовной практики. Харе Кришна! Я люблю Россию, у нас был классный джапа-ритрит в России, Перми, Кирове и других городах.

 

Ари Мардан д.: Харе Кришна, Махарадж, примите наши поклоны. Мы очень счастливы быть с Вами рядом. Не покидайте нас. Мы нуждаемся в Ваших наставлениях, поддержке и милости.

Шрипад БВ. Триданди Махарадж: Харе Кришна! Сделайте так, чтобы я вас с Дхаранидхарой Прабху никогда не видел без чёток. Пока мы тут, в Пури, я каждый день буду пристально следить за вами и за тем, чтобы вы никогда не оставляли свою джапа-малу (грозит пальцем). Она всегда должна быть с вами.

Ари Мардан д.: Хорошо, Махарадж!

Транскрипция: Камала д.д.
Редакция: Ананга-манджари д.д.

_______________________________

* Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж в статье «Следует понимать уровень вайшнава» (стр. 23-24) пишет следующее: «Когда благодаря духовной практике преданный обретает мадхьяма-адхикару, к нему приходит способность различать уровень вайшнавов и оказывать им должное почтение. Только тогда он может обрести их милость». Это означает, что люди, о которых говорит Шрипад Триданди Махарадж, являются каништха-адхикари.

** «Делайте упор на садхана-бхаджан и всё время старайтесь сосредоточиться на этом. Если вы постоянно проповедуете, но не практикуете садхана-бхаджан, то вся ваша проповедь ничем не лучше кармы, материальной деятельности. Вместо того чтобы двигаться вперёд по этому пути, вы будете скатываться назад….

Несомненно, вы должны стараться исполнить наказ Махапрабху нести людям благо: джанма сартхака кари кара пара упакара. Но сначала нужно осознать что-то самим и почувствовать что-то в своём собственном сердце, только тогда вы сможете проповедовать. Иначе ваша проповедь будет ничем не лучше кармы, и она стянет вас вниз. Преданный может открыть двадцать проповеднических центров по всему миру и постоянно путешествовать из одного центра в другой, управляя ими, но что принесёт вся его проповедь и руководство, если он не занимается садхана-бхаджаном, если у него нет времени на то, чтобы читать вайшнавские писания и общаться с возвышенными вайшнавами?» (Шрила Нараяна Госвами Махарадж. «Секреты бхаджаны», стр. 25).

*** Ш.Бхактиведанта Свами: «К какой бы из перечисленных категорий (каништха, мадхьяма, уттама) не относился преданный, он должен с решимостью проповедовать сознание Кришны. По крайней мере, ему следует прилагать к этому усилия, ибо, пытаясь проповедовать, он оказывает Господу величайшую услугу» («Путь к совершенству», стр. 82).

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...