Интервью со Шриманом Враджанатхой Прабху

Интервью со Шриманом Враджанатхой Прабху

Подлинная святость и святые

Алтай, «Стик-Тревел», 2013г.

 

В религиозном мире этой вселенной, поделённом так же, как и в паравийоме (духовном мире) на два фундаментальных настроения, существуют два вида слуг Господа: те, кто служит Всевышнему в настроении айшварьи (благоговения и трепета) и те, кто служит, преисполненные мадхурьей (в настроении сладости, лишённой богобоязненности). В сампрадае Гаудий те, кто обучается, согласно учению Махапрабху, поклоняясь гопи-мантре, развивают кевала-прему (мадхурью). Все вайшнавы, вступившие по милости сад-гуру в сферу чистой преданности и вдохновлённые хари-катхой, которая повествует о враджа-лиле Шри Кришны, практикуют только рагануга-бхакти. В линии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура не развивают иное настроение, кроме этого, ведь это дар самого Шрилы Рупы Госвами!

По этой причине все, кто сейчас возглавляет Гаудия-вайшнавизм, независимо от настроения, могут дать то, что обрели в своих сердцах от олицетворения хладини-шакти – Шримати Радхарани. Некоторые из них пришли из мира Самого Бхагавана и поэтому несут в себе враджа-прему всегда. А некоторые обрели эту любовь через целеустремлённую садхану. Как бы то ни было, для баддха-джив важно иметь связь с этими душами, которые могут осчастливить враджа-премой.

Святые вайшнавы смогут передать любовь к Шри Кришне тем способом, который изберут сами. В шастрах известны случаи, когда према приходила к ищущим через прасад, через слушание харикатхи маха-бхагаваты или через касание. Подлинный святой не оценивается лишь по внешнему настроению его хари-катхи, а также по форме подачи. Например, Вамшидас Бабаджи Махарадж был не понимаем очень многими, даже вайшнавами, практикующими бхакти под руководством сад-гуру. Тем не менее, он также раздавал прему к Кришне.

Несомненно, слушание хари-катхи это основа, но для подлинного святого приемлемы все средства передачи благословений и милости. Главное — это дух, который является для обусловленных гунами материального мира адхокшаджа (непостижимым, сверхъестественным) и который абсолютно необходим для того, чтобы оказаться в окружении Бхагавана. Этому духу поклоняются и совершают в сердце пуджу. Он описан в бхакти-шастрах множество раз. Ради него живут и видят в нём самый высокий смысл жизни. Он — основа прайоджаны – цели Гаудия вайшнавизма. Садхана без стремления к нему – пустое времяпровождение и анартха. Он — основа всех сиддх и непостижимого могущества. Этот дух там, где уттама-адхикара, а носитель её — тот, кто нужен как воздух. Всё это означает, что без него не будет успеха в практике.

Успех в бхакти не должен оцениваться дилетантами и теми, кто почувствовал лишь какую-то небольшую пользу от служения. Подлинный успех описан в трудах ачарьев сампрадаи. И чтобы его понять, нередко у баддха-джив не хватает разума и образования. Поэтому силу практики и тех, кто может обучить настоящему преданному служению, не следует оценивать на основании собственных мелких достижений. Только тогда, когда приходит чистота мотивов, полная свобода от мирских желаний и жажда нитья-бхаджана, джива может осознать до некоторой степени могущество носителей према-бхакти.

Сколько нужно сил и жертв, чтобы обрести эту прему, переливающуюся в лучах кришна-лилы? Для этого нужно суметь пожертвовать всем, что относится к миру асат: верностью мирским правилам и принципам, что идут вразрез бхакти; привязанностями к деньгам и имуществу; ложными мирскими связями и чувствами телесного родства; пристрастием к общественному положению и мнению невежественных людей; стремлением собирать учеников и выглядеть для них как гуру; верностью организации, лишённой перспектив вследствие отсутствия в ней сат-гуру и даже самим учителем, если он становится преградой на пути к высоким достижениям и быстрому развитию взаимоотношений с Бхагаваном. Об этом ясно говорит стих Шрилы Рупы Госвами (Падьявали 14): кришна-бхакти-раса-бхавита-матих. Ниже в интервью он берётся за основу для правильного и обоснованного рассуждения.

В этом стихе слово лаулья указывает на жадное стремление. Это стремление должно быть направлено на того, кто может дать совершенство. Шрила Гурудев (Шрила Нараяна Госвами Махарадж) учил нас этому устремлению. Когда он явил миру свою уттама-адхикару, многие направились к нему, после того, как их гуру пали вследствие вожделения и оскорблений святых. Те же, кто не понимал важности общения с маха-бхагаватой, позже присоединились к Гурудеву, осознав этот стих из «Падьявали». Все старшие вайшнавы санги Гурудева выучили его по этой причине наизусть.

Шрила Гурудев толковал слово лаулья как жадность, которая проявлялась в форме очень и очень сильного желания, которое должно вытеснять собой все остальные желания низкого порядка. Если кто-то считает, что он имеет лаулью, но продолжает находить у себя желания, которые уводят от высшей цели, значит подлинная лаулья у человека отсутствует.

Шрила Гурудев говорил, что лаулья определяется по признакам. Когда она присутствует в сердце, то человек не может спокойно спать и принимать пищу, он рыдает и не может получить удовлетворения от чего-либо иного. Без желаемого он не представляет своей жизни. Поэтому поиск совершенного гуру только для таких людей, которые осознают, что без стремления к преме жизнь в садхане полностью бесполезна. В переводе этого стиха, так, как это принято в нашей гуру-варге, сказано: «Не теряя ни минуты, ищи этого вайшнава и поспеши получить у него этот дар» («Шлокамрита-бинду», стр. 32).

Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж в Москве в июне 1999 года во время своей лекции сказал, выражая ту же самую идею: «Хари — это наш вечный Господин, а мы — его вечные слуги. Мы вечно связаны с Ним. Если Мы плачем, рыдаем, если зовём Его, то, несомненно, мы обретём Его. Но для того, чтобы звать Его от всего сердца, со слезами на глазах, нам необходимо общество истинного садху, истинного святого. Святые плачут, произнося имя Хари, слёзно зовут Его. Если мы обретём общение с такими садху, у которых сердце горит, которые поражены горем, поскольку лишены общения с Господом Хари, лишены служения Ему, тогда в их обществе мы сами сможем прямо из самого сердца произносить святое имя Господа и, тем самым, достичь Его».

  Это и есть подлинная садхана, которая может выполняться лишь под руководством и по милости возвышенного гуру. Шрила Гурудев так учил. Садхана без подобного руководства не принесёт плода. Об этом сказано Шри Кришнадасом Кавираджем Госвами в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.107):

нитйа-сиддха кришна према садхйа кабху найа

шраванади-шуддха-читте карайе удайа

«Кришна-према вечно присуща сердцу каждого живого существа и недостижима через садхану. По милости уттама-гуру (нитйа-сиддха вайшнава) она сама являет себя в сердце, очищенном в процессе практики шраваны и киртаны».

Ари Мардан дас.

Интервью

 

Дхаранидхара Прабху: Враджанатха Прабху, у нас есть сайт sampradaya.ru. На нём мы публикуем материалы, связанные с нашей группой, а также всё то, что мы получили от нашей гуру-парампары для блага сердец всех ищущих милости Шри Кришны. На этом сайте представлены материалы, которые освящают учение ачарьев нашей сампрадаи, а также их биографии. В связи с этим мы хотим взять у Вас интервью по поводу двух необычных личностей — старших вайшнавов — Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа и Шрилы Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махараджа, которые почитаются в современном вайшнавском сообществе, как самые старшие учителя Гаудия-вайшнавизма.

Каков ваш опыт общения с ними? Поделитесь, пожалуйста, с нами Вашими впечатлениями от общения с ними. Многим преданным, находящимся на расстоянии от них, не просто определить их духовный уровень. Не могли бы вы рассказать об этих учителях?

Враджанатх Прабху: Я смиренно кланяюсь лотосным стопам моего Парамарадхья Гурупад-падма ом вишнупада парамахамса паривраджакачарья аштотара-шата Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж. По милости Шрилы Гурудева, Гурупада-падмы Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа я имел возможность общаться со Шрилой Бхакти Валлабхой Тиртхой Госвами Махараджем и Шрилой Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махараджем. Также я имел удачу видеться с Шрилой Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджем и со многими другими ачарьями в нашей линии.

Шрила Гурудев всегда относился к ним, как к очень близким друзьям, как к духовным братьям. Те искренние преданные, которые видели, как Шрила Гурудев оказывал им почтение, сразу же обретали в своих сердцах веру в их трансцендентные качества. Я смотрю на то, как Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж и Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махарадж относятся друг другу. И их поведение и особенно их желание исполнять приказ своего духовного учителя, Шрилы Бхакти Дайита Мадхавы Госвами Махараджа сильнейшим образом убеждает меня в том, что они — удивительные, идеальные вайшнавы в нашей семье. Особенно впечатляет то, как они служат своему Гурупад-падме, Шриле Бхакти Дайита Мадхаве Госвами Махараджу. И то, как они проявляют качества настоящих вайшнавов. Особенно те, которые описаны в «Шикшаштаке» Шри Чайтаньей Махапрабху:

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

аманина манадена киртанийах сада харих

 Многие приходят слушать хари-катху Шрилы Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махараджа и, видя его высокое положение, потом просят у него посвящение, но он снова и снова смиренно говорил: «Мой Гурумахарадж не давал мне такого служения. Поэтому я не могу дать вам посвящение, но я всегда буду помогать вам».

Чтобы быть успешными в своей духовной жизни, мы должны получать благословения и общение через слушание хари-катхи идеальных вайшнавов. В особенности нам необходима помощь тех, кто от нас ничего не хочет, кроме как помочь. Им ничего не нужно от нас: ни наших денег, ничего из этого мира, что мы могли бы им дать. Они не просят ничего у нас, кроме наших сердец. Другими словами говоря, их естественная сердечная склонность в том, чтобы просто помогать нам в бхакти. Они не стремятся ни к положению, ни к славе.

Я заметил в них то, что они очень отречены, полностью погружены в свой бхаджан. Так же, как и наш Шрила Гурудев, они постоянно погружены в молитву и плач, взывая о милости и обращаясь к своему духовному учителю. Они скорбят о том, что у них нет бхакти. Они не гордятся, тем, что они лучше других, и всегда выражают почтение и уважение всем.

Если мы хотим по-настоящему духовно развиться, нам очень важно получить посвящение в какой-то момент своей жизни у тех, кто обладает бхакти. У тех, кто полностью занят в бхакти, кто на сто процентов посвящает себя гуру-севе. Также их гуру должен быть подлинным, то есть сад-гуру. Любой может обучать, но быть настоящим гуру непросто. Он действительно должен служить своему гуру-махараджу. «Служить» означает быть всецело привязанным к своему бхаджану и быть очень опытным в нём.

Я могу порекомендовать всем, кто ищет подлинного блага, желая обрести бхакти, обратиться к этим двум идеальным вайшнавам. Они очень добры и милостивы. В их присутствии, общаясь с ними, мы чувствуем освобождение от всех проблем и от всех беспокойств. Мы чувствуем, что мы действительно оказались дома. Мы вспоминаем в этот момент своего духовного учителя Шрилу Гурудева, как мы ощущали себя в его обществе. Также мы чувствуем, как наполняемся духовной силой, вдохновением и чувством, что мы дома. Таково качество подлинного вайшнава. В их общении мы забываем про все проблемы этого мира. Так мы становимся в их обществе счастливыми и сильными.

Я чувствую себя очень вдохновлённым. Если кто-то спросит меня: «Кого бы вы могли порекомендовать мне в качестве духовного учителя? К кому я могу пойти? Есть ли чистый преданный на планете?», без сомнений и раздумий порекомендую им: «Вы можете пойти к Шриле Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махараджу и общаться с ним».

У нашего духовного учителя сейчас много последователей. И он хочет, чтобы они все стали совершенными в преданном служении. Он всегда утверждал, что мы — одна семья, мы — не секта, мы открыты для общения со всеми чистыми вайшнавами. Всё, что нам нужно, это общение с таким вайшнавом, который полностью погружен в сознание Кришны, в бхакти.

кришна-бхакти-раса-бхавита-матих

крийатам йади куто ’пи лабхйате

татра лаулйам апи мулйам экалам

джанма-коти-сукритаир на лабхйате

«О добродетельный человек! Если где-либо найдёшь того, кто обладает кришна-бхакти-расой, не теряя ни минуты, поспеши получить у него этот дар. Единственная цена за него – жадное стремление. Без такого стремления этот дар недоступен, даже если совершать благие поступки на протяжении миллионов жизней» (Ч.-ч. Мадхья, 8.70).

Это очень существенно, если мы действительно хотим получить дар Шри Чайтаньи Махапрабху – встать на путь рагануга (рага-марг). Тогда нам нужно последовать ответу Рай Рамананды на вопрос Шри Чайтаньи, когда они встретились на берегу Годавари. Шриман Махапрабху был необычайно счастлив, когда в ответ услышал стих Шрилы Рупы Госвами: кришна-бхакти-раса-бхавита-матих.

Шрила Гурудев сказал всем нам, что мы не пришли сюда, чтобы войти в какое-то общество, присоединиться к какой-то организации. Мы пришли лишь для того, чтобы обрести подлинное бхакти. Если общество благоприятно для развития такого бхакти, мы будем в этом обществе находиться и будем счастливы. Если это будет неблагоприятно для нашего бхакти, мы тут же, незамедлительно оставим его. То есть, согласно вышеупомянутому стиху, не будем терять ни одного мгновения.

Любое общество, которое открыто к сат-санге, то есть к подлинному общению с настоящим садху, благоприятно для развития чистой преданности и желанно нами. Это и есть подлинный ИСККОН, то есть настоящее международное общество ради обретения сознания Кришны. И оно всегда существует там (показывает пальцем вверх, подразумевая духовный мир). Все наши предыдущие ачарьи принадлежат к этому обществу, все без исключения.

В этом мире мы сбиты с толку влиянием материального мира, майей. Мы склонны думать так: «Я знаю лишь своего гуру махараджа и буду общаться только с ним!» Но настоящий гуру скажет своему ученику и последователям: «Ты должен общаться с настоящими вайшнавами, и это будет твоим подлинным служением. Потому что первое, с чего начинается служение — шравана, слушание. Необходимо слушать тех, кто является сатам, тех кто имеет большой духовный опыт, тех, кто осознал себя. Те гуру, которые говорят: «Не ходи туда, не ходи сюда!» не настоящие.

Наш Шрила Гурудев так говорил и учил.

Все гуру, которые упали, никогда не были гуру и никогда не станут (в этой жизни) гуру. Это слова нашего духовного учителя. Наш Гурудев говорил, что такие люди даже не являются преданными. Даже если гуру будет продолжать действовать и у него будут тысячи и тысячи последователей, следует понимать, что они все обмануты, а он — обманщик номер один. И сейчас в Индии так много таких гуру. У них сотни, тысячи последователей, например, Крипалу Махарадж и подобные ему.

В Индии сейчас живет фактически миллиард человек. А религия в этой стране подобна обычной профессии. Например, люди, которые хотят карьерного роста, могут сделать карьеру в религии. Если они умеют красиво говорить, то они могут стать гуру, и множество глупцов слепо последуют за ними. К сожалению, обусловленные души этого мира, сбитые с толку влиянием маха-майи, желают следовать за теми, кто просто умеет красиво говорить. Если кто-то будет обещать людям этого мира, что они обретут здоровье, хорошую семью, богатство — всё, чего жаждет обусловленная душа, то такие гуру обретут здесь тысячи и тысячи последователей. Тот же, кто способен дать душе действительно духовное благо, бхакти, встречается очень редко. А тех, кто желает обрести такое бхакти, ещё реже.

Несмотря на то, что обусловленная душа имеет вечное право на обретение бхакти, и это — её внутреннее свойство, она обманута материальными желаниями, а потому не сможет этого различить в себе. На это способен лишь тот, у кого есть осознание себя как души, кто обрёл бхакти. Такой человек может различить эту способность и раскрыть её в душе.

  У меня есть собственный опыт в бхакти в течение более тридцати лет. Точнее говоря, в этой жизни я уже практикую более тридцати четырёх лет. Но до того, как я пришел в бхакти, я уже находился в поиске того, что является настоящим и подлинным. И так я открыл для себя Бхактиведанту Свами Шрилу Прабхупаду. Он — обитель бхакти. Не просто бхакти, а чистого бхакти. Каков признак такого человека, такой души? Один из признаков такой души в том, что он никогда не думает, что у него есть бхакти (он не станет говорить, что он чистый преданный).

  Я получил милость своего Гуру Махараджа, своего духовного учителя. И по его приказу я хочу помочь остальным, я распространяю послание без каких-либо изменений. Такие трансцендентные личности являются самыми лучшими благожелателями и благодетелями этого мира. Как, например, Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада, и хотя у него есть много последователей, но только те из них, кто действительно следует его наставлениям и идут по его стопам, будут естественным образом признаны как его подлинные последователи. Среди учеников Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады истинным последователем является Шрила Гоур Говинда Махарадж. Он дал всему миру суть, метод, позволяющий правильно понять послание чистого бхакти. Он путешествовал без устали по всему миру. Он — настоящий, подлинный преемник Шрилы Свами Прабхупады. И таким же является наш духовный учитель – Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж. И если мы хотим обрести эту крипу (милость), обрести дар, который он жаждет дать нам больше всего (тот же самый дар, который давал Шрила Прабхупада, то есть шуддха-бхакти), тогда нам нужно общаться с теми возвышенными вайшнавами, у кого есть это бхакти, кто очень добр и милостив. Это особое качество святых. Они так добры, что не разделяют преданных на своих и чужих. Нет! Они видят всех другими глазами, они хотят помочь всем. Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж и Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махарадж относятся именно к этой категории вайшнавов. Они такие же, как Бхактиведанта Свами Прабхупада, как наш Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж и как Шрила Гоур Говинда Махарадж. Они настоящие, подлинные вайшнавы. И те, кто получат их милость как посредством посвящения, так и посредством слушания их хари-катхи, будут бесконечно благословлены.

  Ари Мардан Прабху: Харе Кришна! Спасибо большое за Ваши слова и за то, что Вы сохраняете дух подлинных ачарьев, обучая других преданных пониманию такового должным образом.

  Дхаранидхара Прабху: Спасибо, Харе Кришна!

  Враджанатха Прабху: Харе Кришна!

  P.S: Шримад Враджанатха Прабху, направляясь на фестиваль, который проходил на Алтае в 2013 году, встретил в аэропорту одного преданного. Он подошёл к нему и сказал: «Харе Кришна! Я вижу, что Вы практикуете вайшнавизм. Вы откуда? Из какой санги?» Преданный ответил, что он из санги  Шрилы Гурудева, ездил на парикраму по святым местам, а также для того, чтобы получить посвящение. Тогда Шрипад Враджанатха Прабху спросил: «Вы получили посвящение? Как зовут вашего учителя?» Преданный ответил ему, что это гуру из Шри Чайтанья Гаудия Матха – Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж. В ответ Враджанатха Прабху сразу сказал: «Вы очень удачливая душа, Вам очень повезло!»

Транскрибирование: Анандамайи д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Дхаранидхара д., Яна Савина.