Грани гуру-таттвы. Часть 2

Опубликовано: марта - 1 - 2016

atihever

Грани гуру-таттвы

Часть 2

Шьямарани д.д.

Декабрь 2015г. Чандигарх

Санкаршана д.: Если преданный получил первое и второе посвящение у каништха-гуру, а после этого принимает прибежище у уттама-вайшнава, который не даёт посвящений, будет ли этот ученик иметь шанс получить даршан преманамы, просто слушая хари-катху от совершенного шикша-гуру? Или же ученик должен получить снова мантры от сад-гуру, который даёт посвящения? Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж пишет («Шри Гуру и его милость», Глава «Мёртвые мантры»): «Мы ищем живую мантру, и где бы мы ни увидели живое влечение к высшему виду преданного служения, мы найдём там своего гуру. Инициация в мантру означает передачу истинного (чистого и полного) знания и чувства преданности от одного к другому. В мантре важным является тип мыслей или чувств, которые передаются через этот звук». Это наставление взволновало меня, и поэтому я задаю такой вопрос.

Шьямарани д.д.: Я постараюсь ответить с разных точек зрения. Расскажу одну историю. В 1994 году Шрила Гурудев давал лекцию по «Манах-шикше» в Матхуре. Он сидел на стуле, а мы сидели на полу вокруг него. Я сидела прямо перед ним на полу. Вдруг он посмотрел на меня сверху и мягким голосом сказал: «Вот она дикша (передача знания, как процесс подлинного посвящения)».

Шикша-гуру питает дикшу дикша-гуру. Если дикша-гуру даёт настоящую дикшу, то это означает, что он также способен её и питать (наполнить). Иначе, какой смысл в этой дикше? Шрила Бхарати Махарадж упоминал недавно об этом. Ди (в слове дикша) — это передача божественного или реализованного знания о моих (души) отношениях со Шри Кришной, а кша означает уничтожение любых препятствий в бхакти в форме греха или каких-то заблуждений, реакций за наши прошлые оскорбления. Шрила Гурудев имел в виду, что процесс шикши даёт развитие дикше.

Чистые преданные не отличны от Кришны. Бог проявлен в форме Своих преданных. Об этом говорится в первой главе «Чайтанья-чаритамриты», Ади-лилы. Вы спрашивали, какие книги лучше читать, чтобы понять гуру-таттву. Так вот, в первой главе «Чайтанья-чаритамриты» очень много говорится о природе и индивидуальности шикша и дикша-гуру. Там пишется, что дикша-гуру является проявлением рупы или формы Кришны, а шикша-гуру – проявление Его сварупы или внутренней природы («Ч.-ч.», Ади, 1.47): шикша-гуруке та’ джани кришнера сварупа. В чём же разница между внешним проявлением Кришны и Его внутренней природой? Никакой. Бог вне двойственности.

Для примера расскажу другую историю. Как-то мы с Гурудевом летели на самолёте. Наш ряд был последний возле туалета. Я сидела недалеко от Гурудева и решила воспользоваться возможностью, чтобы задать ему вопрос. Я спросила: «Что имеют в виду ачарьи, когда говорят, что иногда Кришна выглядит как увядший синий лотос, находясь в разлуке с Радхарани?» Гурудев ответил: «Также как ты, когда плохо себя чувствуешь, то это отражается на твоей внешности». Демонстрируя свой ответ, он изобразил больной вид. Пример, приведённый и наглядно изображённый Шрилой Гурудевом показал, что внутренняя трансцендентная природа и внешняя форма представляют собой единое целое. Таким образом, нет разницы между шикша- и дикша-гуру, если они оба являются истинными учителями, сад-гуру.

Что касается формального посвящения ради обретения кришна-премы, я улыбнулась, когда услышала эту часть вопроса. Сколько рождений нам ещё понадобится, чтобы обрести кришна-прему и сколько ещё формальных посвящений нужно будет принять? Сколько раз моему гуру ещё придётся возвращаться рождение за рождением, чтобы вести меня дальше? Поскольку уттама-вайшнав является внешним проявлением Кришны, в «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что Кришна принимает две формы, чтобы освобождать обусловленные души: Параматмы (внутри) и сад-гуру (снаружи). Поскольку шри гуру является проявлением Кришны, то лучшее, что можно сделать – это принять прибежище у такого учителя. Он уттама-адхикари и поэтому знает, что для нас будет самым лучшим. Я хотела бы, чтобы Вы адресовали этот вопрос ему. Формальное посвящение – это не главное, главное – общение и отношения.

Сад-гуру даст Вам индивидуальное наставление, если Вы придёте к нему с этим вопросом. Он порекомендует, что будет лучшим именно для Вас, — получать мантры снова или нет. Некоторые гуру в подобных случаях рекомендуют получить подлинные мантры и посвящение, а некоторые сосредотачивают ученика целиком только на шикше махабхагаваты.

Санкаршан д.: Все же почему используются два разных термина: рупа и сварупа. Может ли быть шикшагуру более важным в жизни ученика?

Шьямарани д.д.: Да, такое может быть. В то же время и дикша-гуру может быть моим шикша-гуру. Мой дикша-гуру – Шрила Прабхупада (Ш.Бхактиведанта Свами), а для них (указывает рукой на сидящих преданных) он шикша-гуру. В чём же тогда разница между Шрилой Прабхупадой в качестве шикша-гуру и в качестве дикша-гуру? Её дикша-гуру (показывает на Сукхаду д.д.) — это мой шикша-гуру. Шикшагуру у ученика может быть несколько, а дикша-гуру должен быть только один. Например, Шрила Гурудев говорил: «Кто более велик: мой дикша-гуру Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж или Шрила Рупа Госвами, или Сам Шри Чайтанья Махапрабху? Они также мои шикша-гуру». Понимаете?

Санкаршана д.: Суть дикши – это шикша.

Шьямарани д.д.: Да. Гурудев говорил, что дикша – это не какое-то эпизодическое однодневное событие, это целый курс. Вы должны пройти полноценную школу дикши. Через шикшу вы постепенно реализуетесь. Это может продолжаться жизнь за жизнью. Когда дикша завершена? Когда вы станете подобны Нараде Муни и сможете летать по небесам, играя на вине.

Преданный: Что означает «аштотара-шата шри шримад…»? Такой титул мы произносим, прославляя наших великих ачарьев, каждый день на протяжении уже многих лет. Скажите, пожалуйста, каково значение этих слов?

Шьямарани д.д.: Существует несколько значений этого прославления, я бы хотела объяснить одно из них. Аштоттара-шата – переводится как 108. Когда я спросила Гурудева в 90-х годах о толковании этих слов на острове Бали, он сказал: «Один, ноль, восемь. Если ты сложишь эти числа то получится девять. Девять – это высшее, самое большое число в десятичном ряду, так как 10 – это уже один и ноль и если сложить их, то получится лишь один».

Таким образом, шри гуру несёт в себе высшее число шри или достояний. Слово шри указывает на достояния. Шри Кришна обладает шестью основными достояниями: славой, отречением, богатством, красотой, знанием и силой. Шри гуру владеет всеми ими в высшей степени. Конечно не в том же объёме что Сам Кришна, но для дживы это предел.

Также слово шри может относиться к сиддхам, мистическим совершенствам, достижимым при помощи йоги. Йог может становиться легче пушинки, левитировать как Нарада Муни или Хануман, подчинять других своей воле. Такие шри сад-гуру тоже имеет, они являются незначительными побочными продуктами его преданности (кришна-премы).

В «Шримад-Бхагаватам», Песни 1 говорится, что существуют также духовные шри. Когда Кришна и Арджуна отправились в обитель Маха-Вишну, они увидели, что там было множество слуг Господа, которые оказывали Ему разные виды севы. Среди них были олицетворённые духовные совершенства, то есть олицетворённые шри. Шри также означает Лакшми. Все Лакшми происходят из Шримати Радхики. В «Чайтанья-чаритамрите» Её называют сарва-лакшми-майи, Она является воплощением всех шести достояний Кришны. Без Неё Кришна не может быть Богом. А также шрия – это дар Чайтаньи Махапрабху (свабхактишрийам), который пришёл, чтобы даровать дживам особое служение Шримати Радхике. Все эти шри находятся в сердце шри гуру.

Санкаршана д.: У меня создаётся такое впечатление, что сколько существует видов отклонений в философии и практике бхакти, столько существует и видов лжэгуру.

Шьямарани д.д.: Есть ещё одна известная группа лжегуру, которая уводит от аутентичной практики бхакти. Сегодня я хочу также поговорить об особом типе лжегуру, о котором наш Гурудев отзывался как о быстро распространяющейся чуме. В 90-х годах Шрила Гурудев приводил аналогию этому типу гуру именно с чумой. Миллионы микробов разносят болезнь. Гурудев в особенности говорил в отношении этой заразы: «Пока я физически присутствую в этом мире, я сдерживаю эту чуму, но я не знаю что произойдёт после того, как я уйду, придут опасные времена». Так он говорил о сахаджиях.

Я бы порекомендовала каждому прочитать книгу «Распознание истинных чувств души», которая является расширенной версией книги, выпущенной ранее, – «Истинный Гаудия-вайшнавизм против сахаджии». В позднем расширенном издании, издатели намеренно добавили две большие лекции, которые Шрила Гурудев дал в России, поскольку русские преданные стали вести себя как фанатики:  «Манджари-бхава! Манджари-бхава! На самом деле мы все манджари!» Шрила Гурудев тогда дал две очень серьёзные лекции. Иногда Гурудев давал лекции против сахаджия-бабаджи вне своей санги. Но в этот раз он выступал для своих последователей и учеников, которые слишком увлеклись сладким. Он сказал: «Почему Шрила Рупа Госвами и другие ачарьи нашей линии написали столько много книг, а не одну, про манджари-бхаву? Шрила Вьясадев написал 12 Песен «Бхагаватам». В этом очень важном произведении описаны все расы – про Дхруву Махараджа, Прахладу Махараджа и прочие. Всё это – раса, спелый фрукт ведической мудрости.

Шрилу Гурудева я называю человеком золотой середины. Он всегда тянул нас к середине, к центру. От сахаджия-бабаджи он тянул нас к вайдхи-бхакти. А от фанатиков вайдхи-бхакти, которые являлись в основном учениками Бхактиведанты Свами Прабхупады и которые постоянно стягивали преданных к вайди-бхакти, он уводил нас к рагануге, рупануга-бхакти.

Также хочу отметить в отношении сахаджий, бабаджи Радха-кунды следующее. Гурудев говорил: «Не все бабаджи Радха-кунды являются сахаджиями». Сахаджия-бабаджи говорят, что они следуют по стопам Шрилы Рупы и Шрилы Санатаны Госвами. Но на самом деле они не следуют их наставлениям. Однажды один санньяси Гурудева сказал ему о том, что бабаджи утверждают, будто они следуют по стопам Шрилы Санатаны Госвами. Гурудев спросил тогда своего санньяси: «Санатана Госвами принимал посвящение в бабаджи? Нет. Причина, по которой Санатана Госвами и другие Госвами Вриндавана носили белые одежды, была не в том, что они стали бабаджи, иначе бы их называли «бабаджи», а в том, что их Гуру – Шри Чайтанья Махапрабху носил шафрановые одежды. Госвами проявляли смирение перед Ним, и поэтому носили белые одежды. Они это делали не для того, чтобы называться парамахамсами, а чтобы выразить таким образом своё смирение.

Также сахаджия-бабаджи приводят в оправдание своей традиции такую историю. Однажды Джагадананда Пандит отругал Шрилу Санатану Госвами за то, что на том были надеты шафрановые одежды. Сахаджия-бабаджи против шафрановой бахирвасы. Они даже против классического Гаудия-вайшнавизма! Как же всё обстояло на самом деле? Когда Джагадананда Пандит увидел Шрилу Санатану Госвами в шафрановом тюрбане, придя к нему в гости, он сказал: «Санатана, ты такой удачливый, что носишь тюрбан из одежд Махапрабху». На что Санатана Госвами ответил: «Нет, это бывшая одежда одного санньяси-майявади». Тогда Джагадананда набросился на этот тюрбан, сорвал его и выбросил. В действительности, Шрила Санатана Госвами специально всё так устроил, чтобы посмотреть на реакцию спутника Махапрабху — Джагадананды.

Бабаджи говорят, что они следуют за Шрилой Рупой Госвами, но Рупа Госвами писал («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15-16)*:

адау шраддха татах садху-санго тха бхаджана-крийа
тато нартха-нивриттих сйат тато ништха ручис татах
атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах

Джива путешествует по вселенным миллионы жизней, набирая сукрити. В конце концов, она встречает истинного гуру и тогда развивает веру в него, а также в слова садху и бхактишастр. Внутри сердца это проявляется как бхакти-лата-биджа. Затем преданный ищет общество вайшнавов и после приступает к бхаджана-крии, стараясь выполнять шестьдесят четыре анги (видов) бхакти, которые описаны в «Нектаре преданности». Все должны их знать. Какие из девяти анг являются самыми главными**, какие из них пять очень важные*** и какие из пяти три — бхагавата-виддхи****. Вы должны это понимать. Так постепенно, совершая садхану, мы освобождаемся от анартх и достигаем стадии анартха-нивритти. Благодаря очищению, мы перестаём совершать нама-апарадхи, оскорбления святого имени, вайшнава-апарадхи, сева-апарадхи, джива-апарадхи, а также избавляемся от асаттришны — очищаемся от жажды материальных чувственных наслаждений. Следующая категория анартх это хридаядаурбалья, слабость сердца, лицемерие. Бхакти освобождает также от анартх, связанных с заблуждениями в отношении садханы – практики и садхьи – цели. Уничтожив таттва-бхраму (невежество и заблуждения), мы начинаем понимать, что мы души, а Кришна – божественный сын Нанды. Все анартхи — низкие привычки. Постепенно уходят все препятствия. После анартха-нивритти что-то незначительное остаётся и это также постепенно со временем исчезает. В конце концов, садхак достигает стадии устойчивой садханы, руководствуясь принципом «Сделай или умри».

Высочайшим примером ништхи, приходящей после анартха-нивритти, является Шрила Харидас Тхакур. Он продолжал повторять святые имена Господа, несмотря на то, что его зверски избивали на двадцати двух рыночных площадях. У него трескались кости, кожа, и мышцы сползали со скелета, но он всё равно повторял: «Харе Кришна».

Затем приходит вкус, ручи. Даже на этом этапе ещё остаётся влияние интеллекта: я должен совершать садхану, мне нравится воспевать святое имя, петь бхаджаны. Это признаки ручи. И всё же, это понимание базируется на силе одухотворённого разума.

Затем приходит асакти (любовная привязанность). Эта ступень духовного развития превосходит уровень сердца. Преданный чувствует сильную привязанность к бхаджании (объекту своего бхаджана, Кришне). Тогда в сердце начинает раскрываться сиддха-деха. В это время можно видеть смутные отблески своей сварупы. Также приходят спхурти (мимолётные видения) игр Кришны. В это время садхак начинает молиться и плакать по-настоящему, как это делают ачарьи в своих бхаджанах. Вы можете прочитать их в нашем песеннике.

Затем, по достижении бхава-бхакти, приходят подлинные духовные эмоции. Преданный проявляет соответствующие экстатические симптомы, бхавы. Духовный опыт и переживания настолько захватывают его, что он порой полностью забывает о существовании внешнего мира. Премы (любви к Кришне) обычно садхаки не достигают в этом теле. Вначале они рождаются во Врадже в той вселенной, где Шри Кришна проводит Свои игры. Там дживы достигают васту-сиддхи (входят в вечную обитель). Родившись из лона гопи во Вриндаване, явленном на Земле, преданный встречает Кришну в первый раз! Там же преданный в облике девушки проходит обучение под руководством нитья-парикаров (вечных спутников) Кришны, обретает своё вечное служение и входит в нитья-лилу, когда Кришна сворачивает Свои проявленные игры. Это всё описывается в «Рагавартма-чандрике» Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром.

Вот это и является объяснением истинного процесса, который даёт Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15-16). Но что говорят сахаджии? Они говорят, что до анартха-нивритти, гуру должен дать тебе сиддха-деху манджари, рассказать, что ты гопи. Что вас зовут так-то, вы живёте там-то и «дадут» (раскроют) вам всё остальное, что включено в вашу экадаши-бхаву (одиннадцать признаков души).  Полагая, что они уже совершенны, они занимаются аморальной деятельностью, устраивают «паракия-бхаджан», имитируют гопи и Кришну. На их сайтах вы можете увидеть такую последовательность этапов – шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, сиддха-деха, анартха-нивритти и т.д.

Преданный: (смеясь над нововведением) Было бы здорово….

Шьямарани д.д.: Существует ещё один ужасный факт, связанный с ними. Наш Шрила Гурудев объяснял, что они не принимают нашу Гаудия-вайшнавскую парампару, а именно великих учителей линии Сиддханты Сарасвати. Они отвергают Шрилу Бхактивиноду Тхакура, Шрилу Гауракишора дас Бабаджи Махараджа, и, естественно, Шрилу Прабхупаду, Шрилу Нараяну Махараджа, Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа, Шрилу Бхакти Валлабху Тиртху Махараджа. То есть всех истинных последователей линии Бхактисиддханты Сарасвати. Они считают, что эти великие личности не состоят в истинной (бхагават-) гуру-парампаре. Они не принимают авторитетность санньясы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, который принял отречённый образ жизни перед изображением своего духовного учителя. Они вообще считают феномен вайшнавской санньясы чем-то новым.

Шрила Гурудев не раз обсуждал это и доказал, на основании очень древних писаний, что они не правы. Он опирался на шастры Ягьявалкьи и другие писания. Он также привёл пример Шрилы Мадхвачарьи, который принял санньясу. Шри Рамануджачарья принял санньясу от своего гуру Ямуначарьи, после того как тот уже оставил своё тело. (Далее Шьямарани диди рассказала историю санньясы Шри Рамануджи, «Жизнь Рамануджачарьи», стр. 41-55).

Уттама-адхикари не связаны правилами и предписаниями. Бабаджи носят белые одежды и говорят, что так они следуют по стопам Шри Рупы и Шри Санатаны Госвами. Поэтому они называют себя совершенными, не вступив даже на стадию анартха-нивритти! В действительности это невозможно, если джива полна анартх. Поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур возрождал систему варнашрамы. Он ввёл ношение одежд санньяси, брахмачари и грихастх. Вначале Госвами Вриндавана не стали носить шафрановые одежды, чтобы выразить своё смирение, показать, что они считают себя слишком падшими, чтобы носить одежды такого цвета, которые носил Махапрабху. Но Бхактисиддханта Сарасвати ввёл ношение шафрановых одежд, чтобы показать, что мы ещё не поднялись над гунами и должны следовать варнашраме, поскольку уровень парамахамс очень возвышен и редок.

Это краткий обзор самозванных гуру, дающих «посвящение» в бабаджи. Гурудев говорил, что эти бабаджи ранее были в Гаудия Матхе и их оттуда выгнали за аморальное поведение. Тогда они пошли на Радха-кунду и стали великими «бабаджи». Все, кто не хотят следовать процессу, рекомендованному Шрилой Рупой Госвами, и те, кто желают, перепрыгнув ступени бхакти, быстро достичь осознания своей сварупы, идут и получают посвящение у таких «бабаджи».

Однажды Шрила Гурудев давал лекцию по случаю принятия санньясы Бхактиведанты Свами Прабхупады. В какой-то момент он заметил одного из учеников Свами Прабхупады, одетого в белое, который получил инициацию у бабджи, и Гурудев сказал: «В нашей линии санньяси никогда не принимают бабаджи-вешу (посвящение в бабаджи)». В нашей линии есть традиция бабаджи-веши. Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж также давал бабаджи-вешу нескольким своим ученикам. Подобным образом делал и Гурудев, но мантры у бабаджи в нашей линии и у санньяси одни и те же. Единственная разница состоит в том, что одни проповедуют широко, а другие просто совершают индивидуальный бхаджан. Также, бабаджи не принимают выводы Бхактивиноды Тхакура в отношении места явления Махапрабху, которые он сделал после длительных исследований. Шрила Бхактивинода Тхакур изучил разные источники, в том числе «Бхакти-ратнакару» Шрилы Нарахари Саракара Тхакура.

Сукхада д.д.: Говорят, будто Шрила Нараяна Махарадж читал книги Ананта даса Бабаджи.

Шьямарани д.д.: Ананта дас Бабаджи один из лидеров этих сахаджия-бабаджи. Однажды, в 1992 году, я спросила Гурудева о нём, и он ответил: «Если бы Прабхупада (Бхактисиддханта Сарасвати) был здесь сейчас, он бы проклял его, и все, кто следуют за ним, отправятся в ад».

Шрила Прабхупада также говорил о них: «Они думают, что они живут на Радха-кунде! На самом деле, они на Нарака-кунде». Вы, наверное, знаете, что это ад.

Сукхада диди подняла вопрос о том, что будто бы Гурудев читал книги Ананта даса Бабаджи, например «Вилапа-кусуманджали» с его комментариями. Мои духовные братья Тамал-Кришна Махарадж, Гирирадж Махарадж, Бхуриджан Прабху, Дханудхар Махарадж и некоторые другие преданные приходили к Шриле Гурудеву и просили его дать лекции по «Вилапа-кусуманджали». Они приносили книгу Ананты даса Бабаджи, но Гурудев читал из этой книги лишь стихи, а комментарии к ним давал свои. Он сказал им, что они могут читать «Вилапа-кусуманджали» с комментариями Ананты даса Бабаджи, но если что-то будет непонятно, то они могут обращаться с вопросами к нему. Однако спустя год после этого он сказал им, что не следует читать его книги.

Позже, в 2001 году Гурудев давал лекции в Голландии. Все его лекции были посвящены сахаджиям. Гурудев говорил, что бабаджи с Радха-кунды переводят только авторитетные книги наших Госвами: «Радха-раса-судханихи», «Уджджвала-ниламани» «Вилапа-кусуманджали». И хотя они переводят книги Госвами и некоторые их комментарии правильные, поскольку они повторяют то, что содержится в оригинальных книгах, тем не менее, в этих комментариях иногда можно обнаружить ошибки, связанные с апа-сиддхантой. Вы можете этого не заметить, потому что вы не так хорошо понимаете высокие темы, как их понимают великие вайшнавы. И даже если книга будет прокомментирована без отклонений, выдуманная практика бабаджи уведёт вас в сторону от истинного пути. Поэтому, если вы будете читать эти комментарии, они станут для вас подобны отравленному змеёй молоку. Вы должны знать, что развиваете веру именно в тех личностей, чьи книги читаете. И если это будут книги тех, кто не следует по стопам Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, то вы заблудитесь. Это подобно тому, как слушать махамантру от майявади. Вы отравитесь их сознанием и философией.

Всем кто хочет разобраться с этим вопросом, я бы посоветовала прочитать такие книги, как «Распознание истинных эмоций души» и «Прабандха-панчакам».

Санкаршан дас: В последней главе «Харинама-чинтамани» есть цитата, говорящая о том, что как будто гуру действительно даёт сиддха-деху. Как это понять?

Шьямарани д.д.: Вначале я бы хотела объяснить термин бабаджи. Шрила Гурудев говорил, что некоторые бабаджи Радха-кунды на самом деле не принадлежат к какой-то авторитетной парампаре. Где в наших писаниях используется слово бабаджи? Слово используется, но в каком контексте? Шрилу Санатану Госвами, например, называли баро-баба, а Рупу Госвами – чхота-баба, то есть слово баба применяется тут как в словосочетании Нанда-баба. Баба означает «отец», «уважаемый человек», это просто уважительное обращение к старшему. Слово баба в этом контексте не указывает на инициацию. Или как в выражении: «Оре баба».

Теперь к вопросу Санкаршаны Прабху. Шрила Гурудев говорил, что Радха становится Сатьябхамой. Что это означает? Это не означает, что Она перестаёт быть Радхарани и, исчезая, трансформируется полностью в Сатьябхаму. Это означает, что проявляется одна из Её экспансий, которая будет действовать как царица (махиша) Кришны. Имя этой жены Кришны — Сатьябхама. Что касается Шримати Радхарани, то Она остаётся. Однако буквально говорится: «Радхарани становится Сатьябхамой». То же самое и в отношении некоторых оборотов, связанных с сиддха-дехой. Говорят: «Гуру даёт сиддхадеху». На самом деле семя сиддха-дехи уже находится в душе. Вопрос по этой теме задавали недавно и Шриле Бхарати Махараджу. Его спросили: «Имеем ли мы семя сварупы уже в нашем сердце?» Шрила Бхарати Махарадж сказал: «Да, но если у вас есть семя в пачке, прорастёт ли оно? Нет. Его нужно посадить в добротную почву, поливать, обеспечить воздухом и солнечным светом».

С одной стороны семя вечно присутствует в зачаточном виде, с другой гуру нужен, чтобы помочь ему прорасти. Сидха-деха уже есть, как говорится в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.107):

нитйа-сиддха кришна-према ‘садхйа’ кабху найа
шраванади-шуддха-читте карайе удайа

«Чистая любовь к Кришне вечно живёт в сердцах всех живых существ. Её не получают извне. Когда в процессе слушания и повторения святых имён сердце очищается, живое существо сразу пробуждается ото сна».

Потенциал уже находится внутри. Но гуру ведёт ученика к такому уровню бхакти, при котором сиддха-деха может проявиться. В нужное время определённая ступень в бхакти способствует тому, чтобы совершенное духовное тело проявилось, сообщая вайшнаву его вечное имя, форму, имя мужа, отца и остальные бхавы из одиннадцати. А сахаджия-бабаджи готовы «дать» так называемую сиддха-деху тем, кто даже не просит об этом. Тем кто, по словам Гурудева даже толком не умеет подмываться после туалета и не знает «А»-, «Б»-, «В»-, «Г»-, «Д»-сиддханты.

Транскрипция: Санкаршана д.

Редакция: Ананга-манджари д.д.

___________________________________________

*«Последовательное развитие бхакти, начиная со шрадд­хи и кончая премой, проходит следующие стадии: вера (шрад­дха), общение с преданными (садху-санга), выполнение пре­данного служения (бхаджана-крия), избавление от нежела­тельных качеств (анартха-нивритти), постоянство в пре­данном служении (ништха), вкус (ручи), привязанность (асакти), бхава (стадия, предшествующая любви к Богу) и, наконец, према (чистая любовь к Богу)».

** «Шримад-Бхагаватам», 7.5.23.

*** «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.128.

**** Шравана (слушание), киртана (прославление, проповедь, джапа), смарана (памятование).