Дню божественного ухода истинного вайшнава посвящается

Шрила Бхакти Камал Говинда Махарадж

Дню божественного ухода истинного вайшнава посвящается

Печальное известие пришло из Раджамандри (Андхра Прадеш). 30 июля 2016 года, в священный день экадаши, в 20.40 этот мир оставил почитаемый всеми вайшнав — Шрила Бхакти Камал Говинда Махарадж.

Один из наиболее выдающихся вайшнавов современности, Шрила Б.К. Говинда Махарадж, был оплотом шуддха-бхакти и прибежищем для многих преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. Ученик Шрилы Бхакти Вайбхавы Пури Госвами Махараджа и санньяса-ученик Шрилы Бхакти Дживаны Джанарданы Госвами Махараджа, Шрила Говинда Махарадж, был действующим ачарьей одного из подразделений «Шри Кришна Чайтанья Мишн».

Шрила Б.К.Говинда Махарадж встретил своего Гурудева, Шри Шримад Бхакти Вайбхаву Пури Госвами Махараджа, в 1967 году, а в 1986 году принял санньясу от Шрилы Бхакти Дживаны Джанарданы Госвами Махараджа. После ухода из этого мира Шрилы Бхакти Вайбхавы Пури Госвами Махараджа в 2009 году Шрила Говинда Махарадж стал одним из ачарьев миссии.о

Те, кто видели Шримад Б.К.Говинду Махараджа за несколько месяцев до ухода, не заметили ни одного признака, который бы говорил о том, что он оставит пракат-мир. Для многих его божественный уход оказался неожиданным. В связи с этим важным событием, мы обратились к ученику Шрилы Нараяны Госвами Махараджа — Доял-хари Прабху (Кемерово), который за несколько месяцев до ухода Ш.Б.К.Говинды Махараджа посетил его вместе со Шрипад Бхактиведантой Неми Махараджем*, Шрипад Бхактиведантой Бхагават Махараджем, Шриманом Враджанатхой Прабху, а так же некоторыми преданными из России. 

Шрилу Бхакти Камала Говинду Махараджа я встретил во Вриндаване весной 2016 года. В течении месяца, по великой удаче, я смог слушать хари-катху из его лотосных уст. К тому времени мне приходилось уже слышать о славе этого великого рупанугаачарьи.

После ухода Шрилы Гурудева (Ш.Нараяны Госвами Махараджа) в нитья-лилу Шрила Б.К.Говинда Махарадж написал вираха-смарана — подношение лотосным стопам Шрилы Гурудева**. Это подношение произвело на меня очень сильное впечатление.

Шрила Бхакти Камал Говинда Махарадж имел очень близкие, сокровенные отношения с величайшим рупануга-вайшнавомнитья-лила-правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Дживаной Джанарданой Госвами Махараджем.  Последний был для него шикша- и санньясагуру. Шрила Гурудев поддерживая, Ш.Б.К.Говинду Махараджа говорил: «Будь терпелив. Шрила Джанардан Махарадж щедро одарил тебя милостью».

Шрила Б.К.Говинда Махарадж одинаково почитал и с глубоким смирением относился к трём величайшим личностям, к нитья-лила-правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Вайбхаве Пури Госвами Махараджу, к Шриле Джанардане Махараджу и моему Гурудеву. Всех их с большой любовью перед каждой своей харикатхой он нежно называл словами: «Шрила Гуру Махарадж».

Слушая хари-катху Шрилы Б.К.Говинды Махараджа во Вриндаване, я обнаружил, что он имеет то же настроение, что и Шрила Гурудев. Это объясняется тем, что Шрила Гурудев также имел очень близкие отношения со Шрилой Б.Д.Джанарданой Махараджем.

Шрила Б.Д.Джанардана Махарадж не слишком часто выезжал на проповедь, однако Шрила Нараяна Госвами Махарадж распространил по всему миру ту бхаву, которую он почерпнул от него. Всякий раз приезжая в Кхадагапур (место, где жил Шрила Б.Д.Джанардана Госвами Махарадж), он слушал от него хари-катху. А когда Шрила Б.Д.Джанардана Госвами Махарадж приезжал в Матхуру, оба Махараджа с любовью вместе совершали Шри Враджа-мандала-парикраму, общаясь друг с другом на самые возвышенные темы. Для нас невозможно описать словами глубину отношений между Шрилой Б.Д.Джанарданой Госвами Махараджем и Шрилой Нараяной Госвами Махараджем. Чувствовать сердца маха-бхагавата-вайшнавов дано лишь избранным.

Я почти каждый день приходил в Матх Шрилы Б.К.Говинды Махараджа во Вриндаване. Во время пения бхаджанов вместе с собравшимися преданными, я очень внимательно наблюдал за Махараджем. Было заметно, что Шрила Б.К.Говинда Махарадж переживал очень глубокие бхавы, сидя на своей вьясасане.

В один из дней Шрила Б.К.Говинда Махарадж после своей хари-катхи общался с западными преданными и отвечал на их вопросы. Находясь рядом и не желая мешать им своим присутствием, я не решался подойти, но Шрила Б.К.Говинда Махарадж заметил меня и подозвал к себе. Он спросил:

— Как тебя зовут?

— Доял-хари дас.

— О-о-о, это очень сладостное имя, — блаженно сказал Махарадж.

Всегда, когда я наблюдал за Махараджем, я видел, что он постоянно пребывал в трансцендентном блаженстве. Чистые преданные живут за пределами этого мира.

Однажды в день экадаши, у меня возникло очень сильное желание получить общение Шрилы Б.К.Говинды Махараджа. Хотя в тот день он не планировал давать лекцию, я отправился к нему, чтобы получить его даршан. Когда я вошёл в его бхаджан-кутир, Махарадж был один. Он сидел на кровати и был полностью погружён в шастрия-садху-сангу. Я поклонился ему и на всякий случай спросил: «Махарадж, вы сегодня будете давать хари-катху?». Махарадж отвлёкся от священного писания, посмотрел на меня и с улыбкой на лице ответил: «Я сегодня сам пойду слушать хари-катху в храм Радха-рамана. Вечером Госвами там будут совершать хари-киртан».

Я знал, что Шрила Говинда Махарадж регулярно посещал знаменитый храм Радха-рамана, который основал Шрила Гопал Бхатта Госвами. Также я слышал из хари-катхи нитья-лила-правишта ов вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Ракшака Шридхара Госвами Махараджа о славе семейных Госвами, которые с огромной любовью продолжают служение этому самопроявленному Божеству, югала-виграхе Шри Шри Радха-раману. Словосочетание югала-виграха – указывает на то, что Шри Шри Радха-Кришна присутствуют в одном мурти, пребывая в объятиях друг друга. Подобные Божества во Вриндаване установлены под именем Банке-бихари и Радха-валлабхи. Служители Божества Шри Шри Радха-раман являются известными пандитами, они очень глубоко знают шастры и санскрит.

Я сказал Махараджу: «Перед тем как посетить Вас, по дороге я всегда захожу в храм Радха-рамана и сегодня обязательно сделаю то же самое». Махарадж сказал: «Сегодня экадаши!» Я ответил: «Да Махарадж, я всегда стараюсь соблюдать нирджал и сегодня так же пощусь без воды». Махарадж немного удивился: «Ты даже не принимаешь воду! Сейчас очень жарко во Вриндаване». Я сказал: «Шрила Гурудев всегда вдохновлял своих учеников на сухой пост в день экадаши». Махарадж, всё ещё держа в руках шастру, сказал: «Ты знаешь, очень важно регулярно читать и изучать эти священные книги. Ты обретёшь огромное благо, постоянно делая это». Я ответил: «Да Махарадж, я всегда пытаюсь делать это и, по Вашей милости, я смогу больше посвящать себя шастрия-садху-санге». Махарадж: «Через два дня я вновь каждый день буду давать харикатху. Приходи слушать». Я ответил: «Конечно Махарадж, я обязательно буду приходить и скажу всем кого встречу о ваших лекциях».

После нашего небольшого разговора, я склонился к лотосным стопам Шрилы Махараджа, сделал пожертвование и вышел из его бхаджан-кутира. Когда я оказался на улице, меня охватила огромная радость от того, что я встретился с Шрилой Б.К.Говиндой Махараджем в этот священный день. Я повернул направо, обогнул свору дерущихся и пронзительно вопящих обезьян, и уже через пять минут оказался у входа в храм Радха-рамана, чтобы дальше должным образом проводить экадаши.

Внезапно для всех Шрила Бхакти Камал Говинда Махарадж покинул этот бренный мир. Совершенно неожиданно для меня это известие вызвало в сердце очень сильные эмоции. Хотя я имел непродолжительное общение с Махараджем, я чувствую разлуку с ним. Это можно объяснить только тем, что общение с подлинным вайшнавом дарует высочайшее благо. По милости Махараджа я обрёл каплю понимания возвышенного стиха из «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья, 22.54):

садху-санга садху-санга сарва-шастре кайа

лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа

 

«Все богооткровенные писания утверждают, что даже мгновение общения с чистым преданным дарует наивысшее духовное совершенство».

Шрила Гурудев говорил, что когда шуддха-вайшнавы приходят в материальный мир, они своей божественной любовью привязывают искренних учеников в себе. Когда садху покидают этот мир, те, кто обрёл самбандху с ними, будут плакать в разлуке и таким образом достигнут совершенства. Обрести Господа можно только исключительно по милости великих святых: йасйа прасадад бхагават-прасадо йасйапрасадан на гатих куто `пи («Гурв-аштака», стих 8). Баддха-джива никогда не видела Господа, и поэтому почувствовать разлуку с Ним для неё невозможно. Однако, когда великие преданные приходят в этот мир, своей хари-катхой они пробуждают божественную самбандху в сердцах людей.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Господь Кришна —  это самое высочайшее и наичистейшее живое существо во всём творении, а бадха-дживы – незначительны, невежественны, полны анартх и отвратительны. Поэтому они ни при каких обстоятельствах не могут приблизиться к Господу и тем более служить Ему. Но милостивые вайшнавы приходят в этот бренный мир и приближают нас к Господу. Махапрабху пришёл в материальный мир и на Своём примере показал, как мы должны служить Кришне и чистым вайшнавам. Махапрабху всегда плакал и испытывал сильнейшую вираху по отношению к Кришне и вайшнавам. Таков путь в духовный мир. Без вирахи никогда не будет настоящей миланы (встречи). Мы должны понять, что привязанность к шуддхавайшнавам открывает нам путь в духовный мир. Та удачливая джива, которой удалось развить привязанность и любовь к вайшнаву, будет непрестанно плакать в разлуке с ним, тем самым очищая своё сердце от всякой грязи, скопившейся в нём за многие миллионы жизней проведённых в материальном мире. Пока у нас не раскрыта сварупа, мы не сможем испытывать разлуку с Господом по-настоящему, потому что мы не знаем, какая именно раса связывает нас с Ним. Но служа с заботой и любовью к  вайшнавам и развивая к ним привязанность, по их милости, мы обязательно со временем почувствуем разлуку и с Господом. Это именно тот истинный путь, который показал нам Махапрабху на Своём примере.

Наши Госвами говорят что, если садхака не чувствует разлуку, совершая садхана-бхаджан, значит он служит неправильно. Слова Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады подтверждают это: «Вряд ли мы можем говорить: ``Мы видели Кришну и Радхарани в раса-лиле``. Нет, всё совсем не так. Почувствуйте разлуку. Не пытайтесь увидеть Кришну искусственно. Обрести опыт, почувствовав разлуку, — вот что такое совершенство. Таково учение Господа Чайтаньи».

Однажды, когда парам-гурудев Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж получил известие об уходе из этого мира своего близкого друга и величайшего вайшнава Шри Нарахари Севавиграхи Прабху, он тут же разрыдался, испытывая огромную вираху с ним. То же произошло и со Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой в 1968 году, когда он узнал об уходе в нитья-лилу Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Он плакал в разлуке со своим старшим духовным братом прямо на глазах у своих учеников- неофитов. Если мы плачем в разлуке со святыми вайшнавами, все наши анартхи и апарадхи полностью уничтожаются, в этом нет никаких сомнений, однако, это возможно только тогда, когда вайшнавы прольют на нас свою милость. Только по беспричинной милости святых мы сможем достичь совершенства. Внутренним признаком совершенства (садхья-бхакти) является поклонение Шри Кришне в настроении разлуки:

йугаитам нимешена чакшуша правришаитам

шунйаитам джагат сарвам говинда-вирахена ме

«О подруга! В разлуке с Говиндой даже мгновение кажется мне тысячелетием, слёзы текут из моих глаз, словно потоки дождя, и весь мир кажется пустым» («Шикшаштака», стих 7).

Трансцендентные чувства Шримати Радхики по отношению к Её возлюбленному (Кришне), достигают высочайшего апогея в разлуке с Ним:

 

айи дина-дайардра натха хе матхура-натха кадавалокйасе

хридайам твад-алока-катарам дайита бхрамйати ким каромй ахам

«О мой Господь, Ты полон сострадания к несчастным! О повелитель Матхуры! Когда я увижу тебя? О Господин моей жизни, моё сердце разбито, потому что я не могу видеть Тебя, что же мне делать?» («Падьявали», 334).

Из «Чайтанья-чаритамриты» мы знаем, что этот стих, исполненный духа разлуки, сошёл с лотосных уст Шри Радхи. Также произносили и полностью погружались в этот стих Шри Чайтанья Махапрабху и Шрила Мадхавендра Пури. Именно Шрила Мадхавендра Пури оживил нашу Мадхва-Гаудия-сампрадаю особым настроением высочайшей мадхурья-расы. До него это настроение не было известно миру. «Чайтанья-чаритамрита» утверждает, что поклонение Господу до прихода Мадхавендры Пури было более или менее сухим, ритуалистическим и лишённым сладости.

Когда Шрила Мадхавендра Пури лежал на смертном одре готовый покинуть этот бренный мир. Он непрестанно произносил этот стих, испытывая випраламбху с Бхагаваном. Его знаменитый ученик, Шрила Ишвара Пури в тот момент находился рядом со своим Гурудевом и с любовью служил ему. Тем самым он обрёл величайшую гуру-крипу и впоследствии Сам Махапрабху стал его учеником. Если мы обретём милость этих гаура-прия-джан (возлюбленных Шри Чайтаньи), тогда духовное совершенство очень быстро придёт в нашу жизнь, и мы достигнем лотосных стоп великой Аватары — Шри Чайтаньи Махапрабху.

Сейчас я молюсь у лотосных стоп Шрилы Бхакти Камала Говинды Махараджа, чтобы он милостиво даровал мне жадное стремление всегда искать общение с великими душами и также сильное влечение, и вкус к шастрия-садху-санге.

Гаура премананде!

Доял-хари дас 

……………………………

Слова Шрипад Бхактиведанты Неми Махараджа

Об уходе Ш.Б.К.Говинды Махараджа

Srila Bhakti Kamala Govinda Maharaja ki jaya!!

I am deeply aggrieved to hear that Srila Govinda Maharaja left this world. I first met him last year at Kartika time. Four of us went together and we all cried when we entered his room and felt the atmosphere about him. It was so wonderful to know there are such Vaishnavas in the world. He gave such beautiful hari-katha, always coming back to the gopis. The last time we heard him speak, at the end, I thanked him for his hari-katha. He said, «That is not my hari-katha; I am a rascal. That is Srila Bhakti Jivan Janardana Maharaja’s hari-katha. He was such a simple Vaishnava, so deep in his devotional moods, so learned, and so open and friendly. I was completely charmed when I met him, and I though I would hear his hari-katha for years to come. It is a great tragedy that he has left so soon and (for me) so unexpectedly.

**Подношения выдающихся Гаудия-вайшнавов
В память о нитья-лила-правишта аштоттара-шата
Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махарадже в день его ухода
Вираха-смарана
Подношение Шримад Бхакти Камала Говинды Махараджа

Великий Шри Рупануга-ачарья

Мой дикша-гурупад-падма нитья-лила-правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Вайбхава Пури Госвами Махарадж, так же как и мой шикша— и санньяса-гурупад-падма, нитья-лила-правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Дживана Джанардана Госвами Махарадж, имели очень близкие дружеские отношения с нитья-лила-правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяной Кешавой Госвами Махараджем. Они очень любили друг друга. Вот почему у Шрилы Бхакти Вайбхавы Пури Махараджа и Шрилы Бхакти Дживаны Джанарданы Госвами Махараджа также были глубокие отношения со Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем.
Нитья-лила-правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж был великим рупануга-ачарьей. Его гуру-ништха и гуру-сева заслуживают особого внимания.

Содействие различным вайшнавам

Всякий раз, когда мой Гурудев, Шрила Бхакти Вайбхава Пури Госвами Махарадж, приезжал в Шри Кешаваджи Гаудия Матх в Матхуре, Шрила Нараяна Госвами Махарадж с огромной радостью заботился о нём и служил ему.

Шрила Гуру Махарадж неоднократно брал Шрилу Нараяну Госвами Махараджа с собой на проповедь или инаугурацию Божеств (виграха-пратиштху). В августе 1979г. Шрила Махарадж приехал в то самое место, где Шриман Махапрабху встретился с Раем Раманандой на берегах Годавари, в Кунпуре. Он привёз с собой множество брахмачари, в числе которых были Шриман Шешашайи Прабху, Шриман Канайи Прабху, Шриман Шубхананда Прабху, Шриман Премананда Прабху и другие. Он помогал нам проводить церемонию виграха-пратиштхи, ягью, рассказывал хари-катху, пел киртан и выполнял другие виды служения.

Проповедник чистого трансцендентного послания Шрилы Прабхупады (Ш.Бхактисиддханты Сарасвати).

Много раз мне выпадала удача общаться со Шрилой Махараджем Раджамахендри в штате Андра Прадеш на Юге Индии. Хари-катха Шрилы Махараджа была полна таких захватывающих деталей, что все присутствующие глубоко наслаждались ее расой. Катха Шрилы Махараджа была наделена особой силой, которая очень привлекала всех нас. Любой, кто хоть раз слышал хари-катху из его лотосных уст, тут же чувствовал естественное влечение к Шриле Махараджу.

Обсуждая друг с другом славу Шрилы Прабхупады или Шримати Радхарани, Шрила Бхакти Вайбхава Пури Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Дживана Джанардана Госвами Махарадж и Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж все вместе плакали. Эти великие личности были подлинными проповедниками шуддха-вани Шрилы Прабхупады.

Осознание своих трансцендентных взаимоотношений с Богом

Однажды Шрила Нараяна Госвами Махарадж приехал в Гаудия Матх в Бахарамапуре на фестиваль виграха-пратиштхи. Там он радостно проводил виграха-пратиштху, совершал киртану, давал лекции и т.д. На приуроченную к этому фестивалю мировую конференцию вайшнавов, приехало множество преданных со всего мира, в том числе возвышенные садху и санньяси. В эти памятные для меня дни Шрила Махарадж даровал мне своё общение и пролил на меня великую милость. После фестиваля я поехал с ним в Шри Кшетру, где у меня была уникальная возможность совершить с ним парикраму. Я получил даршан многих мест и услышал от него об их славе.

После ухода спутников Шрилы Прабхупады именно Шрила Нараяна Госвами Махарадж своей харикатхой о сокровенных играх Шри Шри Радха-Каришны пробуждал в сердцах слушателей божественную самбандха-гьяну. Я всегда видел в Шриле Махарадже своего гуру, подобного моим дикша— и шикша-гуру.

Распространение хари-катхи о настроении Шримати Радхарани

Имея очень близкие отношения со Шрилой Бхакти Дживаной Джанарданой Госвами Махараджем, Шрила Махарадж всегда слушал от него раса-катху, в особенности повествования о настроениях Шримати Радхарани. Он слушал с огромным рвением, и бережно хранил услышанное в своём сердце. Шрила Джанардана Махарадж не слишком часто выезжал на проповедь, но Шрила Нараяна Госвами Махарадж распространил по всему миру настроение, которое он почерпнул именно у него.

Всякий раз приезжая в Кхадагапур (место, где жил Шрила Бхакти Дживана Джанардана Госвами Махарадж), он слушал от него хари-катху. А когда Шрила Бхакти Дживана Джанардана Госвами Махарадж приезжал в Матхуру, оба Махараджа с любовью вместе совершали Шри Враджа-мандала-парикраму, делясь друг с другом самым сокровенным. Невозможно описать словами глубину отношений между Шрилой Бхакти Дживаной Джанарданой Госвами Махараджем и Шрилой Нараяной Госвами Махараджем. Ведь язык любви молчалив.

Дар сад-шикши

Шрила Нараяна Госвами Махарадж имел очень близкую связь с нашей миссией Шри Чайтаньи. Если кто-либо из наших брахмачари был чем-либо недоволен и обращался в Шри Кешаваджи Гаудия Матх, Шрила Махарадж давал ему сад-шикшу (правильные и полезные наставления) и отсылал обратно.

Любовь к обездоленным

При каждой встрече Шрила Нараяна Махарадж успокаивал меня: «Будь терпелив. Шрила Джанардана Махарадж щедро одарил тебя милостью». Шрила Махарадж неоднократно приезжал в Кхадагпур, чтобы получить даршан Шрилы Джанарданы Госвами Махараджа. Иногда мне выпадала удача получить его общение. После ухода Шри Шримад Б.Д.Джанарданы Госвами Махараджа, Шрила Нараяна Махарадж приезжал получить даршан его самадхи.

Сила молитвы Шри Вайшнава Тхакура

Я помню, как однажды мой гурупад-падма Шримад Бхакти Вайбхава Пури Госвами Махарадж явил лилу болезни. Шрила Нараяна Госвами Махарадж пришёл к нему и сказал: «У вас ещё столько служения. Пожалуйста, не являйте эту игру».

И через какое-то время Шрила Гуру Махарадж вновь поправился и развернул потрясающую проповедь в Восточных и Западных странах. Раньше я никогда не видел, чтобы он так проповедовал.

Взгляд, полный любви

Деяния, которые Шрила Махарадж с помощью брихад-мриданги (издания книг) совершал на благо всего мира, будут источником вдохновения для многих последующих поколений. Я получил огромное благо от общения с ним. С любовью оглядывая всех преданных, принявших у него прибежище, он всегда говорил им о Шри Шри Радхе-Кришне.

Восторженные повествования Шрила Нараяны Госвами Махараджа вдохновляли всех нас. Теперь нас постигла величайшая неудача – эта жемчужина среди Гаудия-вайшнаов больше недоступна нашему взору. И хотя мы не можем получить его непосредственный даршан, однако его вани ещё многие века будут двигать наши сердца, вдохновляя нас на пути в царство бхаджана.

Завершая свою речь, я с глубоким чувством в сердце и слезами на глазах омываю лотосные стопы Шрилы Нараяны Госвами Махараджа со следующей молитвой: «Пожалуйста, даруй мне беспричинную преданность тебе и божественным лотосным стопам Шри Шри Радха-Каришны. Позволь мне утонуть в том океане нектара, в котором ты утопил весь мир».

Шримад Бхакти Камал Говинда Махарадж – нынешний ачарья «Миссии Шри Чайтаньи», а также ачарья Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Гаудия Матха в Кадагапуре.

Редакция: Ари Мардан д. Атмешвари д.д.