Деревья и растения Вриндавана

Деревья и растения Вриндавана

Нитья-лила Правишта Ом Вишнупада Аштоттара Шата

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

 Шрила Гурудев: В «Шри Шримад-Бхагаватам» говорится:

вана-латас тарава атмани вишнум

вйанджайантйа ива пушпа-пхаладхйах

праната-бхара-витапа мадху-дхарах

према-хришта-танаво вавришух сма

«Лианы, деревья и растения, отягощённые изобилием цветов и фруктов, склоняли свои ветви к земле в экстатической любви к Кришне. Испытывая глубокое чувство любви к Господу, они постоянно источали потоки мёда» (Шримад-Бхагаватам, 10.35.9).

В таком состоянии гопи видели все леса Вриндавана. Эту шлоку процитировал Шрила Санатана Госвами. Медитируя на гопи, Парикшит Махарадж глубоко проникся их настроением. Поэтому Санатана Госвами утверждал, что он обладает настроением гопи и служит в духовном мире в гопи-бхаве. Думая о себе таким образом, Парикшит Махарадж, охваченный этим настроением, произнёс следующую шлоку из «Шримад-Бхагаватам»:

вана-латас тарава атмани вишнум

вйанджайантйа ива пушпа-пхаладхйах

праната-бхара-витапа мадху-дхарах

према-хришта-танаво вавришух сма

«Даже деревьям и лианам Вриндавана Кришна дороже миллионов собственных жизней. Их сердца не способны вместить их безграничную любовь к Нему, и поэтому они не могут контролировать своё настроение и любовь к Кришне».

тад враджа-стрийа ашрутйа

вену-гитам смародайам

кашчит парокшам кришнасйа

сва-сакхибхйо нваварнайан

 

«Услышав чарующую мелодию флейты Кришны, некоторые юные пастушки Враджа под влиянием Купидона стали описывать качества Кришны своим подругам» (Шримад-Бхагаватам, 10.21.3).

тад варнайитум арабдхах

смарантйах кришна-чештитам

нашакан смара-вегена

викшипта-манасо нрипа

 

«Вспоминая чудесные игры Кришны, девушки-пастушки стали говорить о Нём друг другу. О царь, Купидон настолько взволновал и обескуражил их умы, что они с трудом владели собственной речью» (ШримадБхагаватам, 10.21.4).

Гопи хотели описать песнь флейты Кришны. Когда Он пас коров, перемещаясь из одного леса в другой, они оставались в своих домах. Однако глазами своей бхавы (бхава-нетры) гопи видели, как Кришна играет на флейте. Они осознанно испытывали это настроение, и сердца их переполнялись чувствами любви. Хотя Кришна был далеко от них, одна гопи начала описывать Его игру на флейте своей подруге.

 

нашакам смара-вегена викшипта манасо нрипа

Под воздействием премы, её ум был в замешательстве, и она не смогла описать песнь флейты Кришны. Подобным же образом, Парикшит Махарадж пытался рассказать о флейте, но не сумел. Даже деревья и лианы Вриндавана были пропитаны волшебным состоянием премы, и всё же их сердца не могли вместить это настроение. Цветы и фрукты ликовали от радости, отягощённые деревья склоняли свои длинные ветви в поклоне, предлагая, таким образом, свои цветы лотосным стопам Кришны. Слезы струились из их глаз, и, полностью переполненные премой, они не могли говорить. Таково общее значение этой шлоки.

Теперь послушаем, что сказал об этом Шрила Санатана Госвами. Когда Кришна пасёт коров, Он созывает их звуками Своей флейты. В это время сухие ветви и лианы вновь восстанавливают свои силы, и на них появляются цветы и новые листья. От звуков флейты начинают плавиться камни, а реки останавливают своё течение. Сдерживая потоки вод, они предлагают своими волнами цветы и другие подарки лотосным стопам Шри Кришны. Видя эту сцену, можно прийти к заключению, что реки также обладают сознанием, поскольку они способны предлагать пранамы Господу. Кажется, что они стали сознающими. Благодаря влиянию анураги Враджа Деви, реки и деревья проявляют эту расу.  Испытывают ли они в действительности признаки экстаза? Над этим следует поразмыслить. Гопи проявляют своё настроение ликованием.

Но я осознаю, что гопи – сатья-санкалпа (всё, о чём они говорят, становится истиной). Таким образом, их слова и мысли никогда не бывают ложными. И потому эта сцена должна быть непременно проявлена. Кто же эти деревья и лианы?

йат кинчит трина-гулам киката мукхам гоштхе самастам хи тат

сарванандамайам мукунда дайитам лиланукулам парам

шастраир ева мухур мухух спхутам идам нистанкитам йачнйа

брахмадер апи шастприхена тад идам сарвам майа вандйате

«С искренним желанием я поклоняюсь всем живым существам Враджа, включая траву, кусты, насекомых и птиц, которые испытывают трансцендентное блаженство. Их удача столь велика, что достигает даже таких личностей, как Шри Брахма и Уддхава. Шримад-Бхагаватам и другие шастры бесконечно провозглашают их славу. Они очень дороги Шри Мукунде и помогают в Его играх» (Ш.Рагхунатха дас Госвами, «Стававали», Враджа-виласа-става, 103).

Деревья, лианы, трава, кусты и другие живые существа Враджа очень дороги Кришне. Они – сат-чит-ананда сварупа (воплощение вечности, знания и блаженства) и не являются пассивными. У них нет дасья-бхавы (настроения служения) к Кришне, а только сакхья (дружеская любовь), ватсалья (родительские отношения) или мадхурья (супружеская любовь). Они даже могут иметь шанта-бхаву. Однако шанта-раса (нейтральное настроение) во Вриндаване остаётся скрытой, и поэтому она не проявляется. Шуддха-дасья-бхава (чистое настроение служения) здесь тоже не существует в чистом виде, а смешивается с сакхьей или ватсалья-бхавой.

Поэтому говорится, что облака, трава и лианы также обладают сознанием. Облака проливают дожди и создают тень для Кришны в жаркую погоду. Они не могут коснуться Его стоп, головы или других частей тела. Но деревья и лианы более удачливы, потому что Кришна прикасается к ним. Он взбирается на деревья и собирает их цветы и фрукты. Иногда Он обнимает деревья (особенно кадамба), принимая их за Радхику, и украшает Себя цветами и лианами этих деревьев. Кришна также срывает и кушает их фрукты. Поэтому они в высшей степени удачливы.

По этой причине одна сакхи говорит другой: «О сакхи! Что говорить об облаках? Посмотри как деревья и лианы служат Кришне».

Днём гопи погружены в океан разлуки. Почему так происходит? Здесь сокрыта какая-то тайная причина. Охваченные безутешным чувством разлуки, находясь от Кришны вдали, они слышат мелодию флейты и начинают описывать друг другу её песню. Гопи рассказывают друг другу, как Кришна пасёт коров и играет с сакхами, пытаясь, таким образом, избавиться от горечи разлуки. По этой причине они описывают песнь флейты.

Что означает слово вираха (разлука)? Это особая форма встречи. Когда происходит реальная встреча, внутренние настроения исчезают, а при внутренней встрече теряются внешние формы. Какая же из них выше? Особая встреча возможна только при наличии вирахи. Все же враджаваси не удовлетворены их внутренней встречей. Они хотят видеть Кришну в реальности и одновременно сохранить свои внутренние настроения,  поэтому разлука проявляется даже во время встречи. Во внутренней встрече гопи теряют что-то внешнее. Поэтому они описывают песнь флейты Кришны в океане разлуки. Гопи сокрушаются и говорят друг с другом о любви. Бросая на Кришну взгляды из уголков глаз, они постоянно рассказывают подругам о Нём. Поэтому вместо того, чтобы выбраться из океана разлуки, они ещё больше погружаются в него. Чем больше они пытаются выплыть, тем сильнее тонут.

 Считая себя незначительными, они видят другие существа, которые хоть немного общаются с Кришной, особенными и удачливыми. Гопи возносят молитвы Бхагавану, чтобы достичь настроения облаков, рек, деревьев, лиан, птиц и животных. Таково их видение и поведение. Видя деревья, лианы и растения, гопи переполняются премой и начинают прославлять жителей Враджа.

вана-латас тарава атмани вишнум

хантайам адрир абала харидаса-варйо

(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 8.276).

 

В предыдущих шлоках я говорил, что Кришна совершает Свои игры на склонах Гирираджа-Говардхана. Коровы бродят поблизости, а Кришна наблюдает за ними. Слыша песнь флейты, даже деревья и лианы Вриндавана испытывают притягательную силу влечения к Нему. Играя на флейте, Кришна созывает коров. Вот имена некоторых из них: Калинди, Дхавали, Ямуне, Писанге и Шьямали. Слыша это, гопи начинают описывать удачу коров и телят. Они передают состояние деревьев и лиан, которые воспринимают звуки флейты, когда Кришна зовет коров по именам. Деревья, растения и лианы проливают слезы, слыша мелодию флейты. Мед капает с их ветвей. Раса тонкой струйкой стекает с деревьев кадамбы, амры и других. По утрам и вечерам в марте месяце идёт слабый дождь. В это время большое количество мёда собирается на листьях, и дети с восторгом наслаждаются им.

према-хришта-танаво вавришух сма

 

«Сма» на санскрите означает удивление. Гопи говорят с великим изумлением: «Только посмотрите, в каком состоянии деревья и лианы, когда они слышат песню флейты. Мы не такие как они».

Шрила Лочан дас Тхакур поёт:

декха оре бхаи, трибхуване наи,

емона дайала дата

пашу-пакти джуре, пашана видаре

шуни йара гуна-гатха

«Мой дорогой брат, попытайся проверить это. Во всех трёх мирах нет никого подобного Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде. Их качества столь возвышенны, что слушая о Них, даже птицы и животные плачут, а камни плавятся» (Шри Шри Гаура-Нитьянандер Дайа).

Птицы и животные проливают слёзы, соприкасаясь с любовью, состраданием и великодушием Гауры-Нитая. Даже камни становятся мягкими. Но всё же наши сердца не тают, несмотря на то, что мы слышим об этих играх много раз.

Гопи также чувствуют нечто подобное. Мы должны обсудить эту тему глубже. Почему наши сердца не тают? Каждый день мы слушаем об играх Кришны, но сердца наши не становятся чище. Они не подобны сердцам гопи. Только посмотрите на птиц и животных! Когда мы были в Голландии и повторяли: «Харе Кришна, Харе Кришна», сотни коров прибежали к нам и, подняв уши, слушали звуки мантры. Это были большие коровы, они давали по 50-60 литров молока. Их телята также стали медленно приближаться к нам. И хотя мы каждый день слушаем хари-катху, всё же наши сердца не размягчаются, и волосы не встают дыбом. Мы даже безразличны к общению с вайшнавами, а оставляя их общество и хари-катху, не задумываемся, что же мы делаем. Наши сердца так бесчувственны.

Хотя Господь Вишну всепроникающий, в Своей изначальной форме Он присутствует как сын Нанды. Кришна присутствует в сердцах всех живых существ. Его описывают как Вишну следующим образом: вйапноти ити-вишну. Кришна пребывает повсюду. Будучи привязанным к Своим преданным, Он предстает перед нами, желая показать это. Деревья и лианы хранят Кришну в своих сердцах, и, поглощенные премой, выражают Ему свою любовь. Как они это делают? Услышав мелодию флейты, они медленно наклоняют свои ветви. И хотя ещё не наступил сезон цветов и фруктов, их ветви усыпаны манджари, цветами и плодами. Как это происходит? Таким образом, проявляется настроение их сердец.

 

вйанджайантйа ива пушпа-пхаладхйах

праната-бхара-витапа мадху-дхарах

према-хришта-танаво вавришух сма

 

В этих трёх строках описаны экстатические признаки деревьев и лиан. Каково их состояние? Пушпа-пхаладхйах. Фрукты и цветы всегда есть на деревьях, но в этом контексте даётся более глубокое значение. Лианы – это возлюбленные Кришны. Они покрыты изобилием цветов и фруктов. В данном случае подразумевается отражение их внутренних настроений. Здесь проявляется их анубхава, которая обнаруживается многими способами. Ашта-саттвика бхавы (восемь способов проявлений экстаза) сопровождаются хавой, бхавой и хелой. Деревья были переполнены этими настроениями. Каково значение несвоевременного проявления лиан? Это выражение их хавы к Кришне. Цветы и фрукты присутствуют в анубхавах их сердец. Эти анубхавы проявляются внешне, если у них есть соответствующие настроения. Таковы внешние признаки их настроений. В «Бхакти-расамрита-синдху» описаны эти признаки. Эта игра также объясняет анубхаву.

Когда рагатмика-гопи поглощены премой, в их сердцах проявляются эти настроения. Вспоминая игры Кришны, они начинают думать: «Я – Кришна». Представляя себя Кришной, они соответствующим образом ведут себя с другими гопи. Одна гопи увидела другую как Путану, и, забравшись к ней на грудь, стала изображать лилу освобождения Путаны.

Другая гопи, действующая как Путана, начала кричать: «Отпусти меня! Отпусти меня!» Поглощенные этими играми, гопи ведут себя подобно Кришне. Йога-майя создаёт такие образы, которые принимают форму Путаны или других героинь. Они не были гопи, потому что их сердца не едины с сердцем Кришны. Их проявила Йога-майя. Если бы Санатана Госвами и наша гуру-варга не разъяснили нам эти истины, у нас бы не появились такие мысли: «Одна гопи приняла образ Кришны, а другая – Путаны».

Мы бы не поняли, что настроение гопи, играющей роль Путаны, не идентично настроению Кришны. Вы понимаете? У неё не было тадатмы (одинакового настроения) с Кришной.  Её внутреннее состояние подобно желанию Путаны. Почему? В противном случае это будет противоречить бхакти. Интересы гопи – это интересы Кришны. Поэтому, чтобы рассеять наши сомнения, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур по своей беспричинной милости открыл нам эту истину.

Он сказал: «Эти гопи были проявлены Йога-майей».

Это также игра, но она не постоянна, подобно стхайи-бхаве, а подобна санчари-бхаве (временным эмоциям). Волны всегда вздымаются вверх и снова погружаются в океан. Аналогично этому, настроения, которые возникают, подобно волнам, называются санчари-бхавой. Поднимаясь, они сливаются со стхайи-бхавой. Такие настроения непостоянны. Поэтому некоторые майявади и адвайта-вади (имперсоналисты) принимают гопи подобным образом. Они говорят: «Это завершение садханы. Поэтому гопи хотят раствориться и стать едиными с Кришной». Но им неведома истинная реальность этих игр, поскольку они не изучают настроений Шрилы Рупы Госвами. Как же придёт к ним это понимание? Такие игры возможны только для гопи, но не для других. Даже Сатьябхама и Яшодаджи, точно также как Рукмини и другие, не способны проявить такие настроения. Остальным они недоступны. Яшодаджи тоже не может действовать как Кришна. Для неё недопустимо быть в другой форме.

Фрукты и цветы Враджа нельзя считать обычными – в них присутствует анурага. На самом деле это анурага гопи. Деревья и лианы настолько удачливы, что способны приносить эти плоды. Фрукты баела можно найти в Белване, другие – в других лесах. Окраска каждого фрукта напоминает цвет кунджи. Каждый из них символизирует особое настроение Шримати Радхики. Лианы проявляют настроения гопи, то есть анурагу гопи. Эти деревья и лианы в высшей степени удачливы, потому что могут давать особые фрукты и цветы.

Деревья и лианы Враджа безгранично удачливы. Они служат Кришне в сакхье, ватсалье и мадхурья-бхаве, и предлагают Ему поклоны. Деревья олицетворяют собой сакхов Кришны, а лианы – сакхи. Есть множество различных сакхи. В лианах проявляется настроения гопи. Каждая гопи понимает дерево или лиану со своим настроением. Они передали свои состояния лианам. Некоторые гопи видят деревья как сакхов. В то время как другие представляют их как сакхи. Поэтому деревья дают фрукты либо в форме сакхи, либо – сакхов.

Склоняя свои ветви к земле, деревья предлагают Кришне поклоны. И хотя может показаться, что они служат в дасья-расе, в действительности это не так. Дакшина-бхава (смиренные) гопи предлагают поклоны лотосным стопам Кришны. Они возлагают их себе на грудь или на плечи и выражают им почтение. Таким же образом они видят настроение смирения у деревьев. Предлагая поклоны, деревья проявляют свои формы и богатство. Сердца их тают, и они ликуют от счастья. Обладая парама-бхакти, они достигли редчайших сокровищ, и поэтому источают мёд.

атати йад бхаван ахни кананам

трутир йугайате твам апашйатам

кутила-кунталам шри-мукхам ча те

йада удикшатам пакшма-крид дришам

«О Кришна, когда утром Ты отправляешься в лес, и мы не видим Твое сладостное лицо, украшенное вьющимися локонами, даже доля секунды кажется нам вечностью. И тогда мы считаем создателя глупцом, который дал нам ресницы для глаз, не позволяющих видеть Тебя» (Шримад-Бхагаватам, 10.31.15).

Вечером Кришна возвращается с пастбища, и гопи с жадностью пьют глазами Его красоту. Женщины династии Яду, увидев Кришну на борцовской арене Камсы, описали эту сцену. Гопи с нетерпением ждут, когда Кришна вернётся из лесу.

пратар враджад враджата авишаташ ча сайам
гобхих самам кванайато `сйа нишамйа венум
ниргамйа турнам абалах патхи бхури-пунйах
пашйанти са-смита-мукхам са-дайавалокам

«Слыша, как Кришна утром играет на флейте, отправляясь в лес пасти коров, или на закате солнца возвращается домой, гопи сразу же покидают дома и выходят встречать Его. Должно быть, они совершили множество благочестивых поступков, что могут видеть, как Кришна идет по дороге с улыбкой на лице и любящим взглядом смотрит на них» (Шримад-Бхагаватам, 10.44.16).

Гопи ждут, когда Кришна вернётся из лесу. Их любовь к Нему достигает высочайшего апогея. Гопи постоянно проливают слёзы, когда видят Кришну. Не имея возможности созерцать всю красоту Кришны полностью, они осуждают Брахму и себя. Их ресницы мешают им постоянно видеть Кришну, а слезы затуманивают глаза. Почему их глаза проливают слезы? Они отражают настроение деревьев и лиан. Кто знает, какие настроения у деревьев? Они не могут определить глубину своих настроений. Даже если они вечные спутники (сиддха-парикары) им очень трудно достичь махабхавы. Хотя у них есть нитья-сиддха-према (вечная совершенная према), они не могут иметь настроение гопи. Но гопи видят свои настроения у деревьев.

Гопи постоянно проливают слезы, когда встречаются с Кришной, хотя им трудно видеть Его. Когда Махапрабху танцевал на Ратха-ятре, Он орошал преданных потоками Своих слёз. Все, кто окружал Его, были пропитаны Его слезами. Как это возможно? Мы даже не можем представить себе это. Только сиддха-махатмы (вечно совершенные души) могли понять настроение Махапрабху. Мы читаем и слышим об этих настроениях у гопи, но не испытываем никаких изменений. Некоторые преданные любят слушать об этих настроениях, другие – нет. Те, кто обладают бхава-авастхой (предварительной стадией любви к Господу) могут прикоснуться к этим настроениям. Понимание этих настроений вызывает уддипану (стимул), который возникает в их сердцах. Обычным людям трудно иметь уддипану.

Все же мы читаем о них. Однако реализация придёт, когда мы станем в высшей степени удачливыми. Эти бхавы являются сарва-садхья-широмани (вершиной достижения). Они – объект нашей садханы. Если у нас нет жажды даже слушать об этих настроениях гопи, тогда мы подобны неподвижным камням. Есть так много разных видов бхав, не одна и не две, поэтому невозможно описать эти настроения. Лианы склоняются к земле под влиянием премы и простираются в поклоне. Ищут ли они поддержку от своих мужей? Кто их мужья? Это деревья. Когда лианы падают на землю, они обвивают деревья, чтобы поддержать себя.

Видя их настроение, деревья также наполняются премой. Вместе со своими мужьями полубогини прибывают на арену расы на небесных виманах. Их мужья пытаются привести деви в чувство, но они остаются без сознания. Полубоги не видят эти игры Кришны и не слышат мелодию Его флейты. Но они способны немного понять красоту танца расы Кришны, прикасаясь к своим женам. Аналогично этому деревья также прониклись настроением лиан. Они стали счастливы, и на деревьях кадамба расцвели цветы, а на деревьях манго появились манджари. Многие большие деревья дали сочные фрукты. Поглощенные премой, их ветви покрылись цветами. Казалось, что они улыбались.

Лианы занимают здесь главное положение. Гопи, реки, коровы, лианы и все, кто принадлежат к женскому роду существ, считаются во Вриндаване главными. О буйволах и мужчинах мало говорится в этих особых играх Кришны. Здесь лианы и растения занимают важное положение, потому что обладают премой. Так следует это понимать. Гопи также обладают премой даже в большей степени, чем гопы. Яшода Майя более известна, чем Нанда Баба. Настроение сакхи превосходит настроение сакхов. Поэтому лианы занимают главное положение из-за своей премы. Почему у них больше премы? Эта према естественным образом живёт в их сердцах. Такие настроения невозможно получить где-то извне. Они были у них во время садханы. Когда преданные принимают прибежище рагануга-бхакти, их садхана соответственно достигает подобных сиддх (совершенств).

Поэтому мы должны совершать садхану согласно нашему пониманию различных настроений любви, тогда соответствующие бхавы проявятся в наших сердцах. В них возникнет сильная жажда, которая поможет нам войти в реальность бхакти. Эти бхавы не придут, даже если вы будете читать о них миллионы жизней. Следует хорошо это усвоить. Такие бхавы проявляются у преданных, которые служат своему Гурудеву и слушают о них от него. Это самая лучшая форма арадханы (поклонения). Такие настроения можно получить благодаря искреннему стремлению к ним. Такова форма крипа-сиддхи (достижение совершенства по беспричинной милости). Таким образом, будет реализована крипа-сиддхи. Подобную форму садханы невозможно понять с помощью вашей собственной садханы. Эти настроения невозможно получить, даже услышав о них тысячи раз. Но кто-то незамедлительно реализует их.

Мы предлагаем поклоны таким настроениям и молимся, чтобы они также проявились в наших сердцах.

ванчха калпа тарубхйаш ча крипа синдхубхйа эва ча

патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

 

«Я предлагаю пранамы всем вайшнавам, которые подобны деревьям желаний, они – океан милости и даруют освобождение обусловленным падшим душам».

Перевод: Наянамани д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Аударья д.д.

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...