День явления Шрилы Дживы Госвами

Опубликовано: января - 28 - 2016

uxzfwxku

День явления Шрилы Дживы Госвами

Шрипад Бхактиведанта Мадхава Махарадж

г.Новосибирск. 25 сентября 2015, утро

БВ. Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные бесчисленные дандаваты-пранамы лотосным стопам своих парамарадхйа гурупада-падма ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я склоняюсь к лотосным стопам своих духовных дедушек, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Также я выражаю почтение всем собравшимся вайшнавам и вайшнави, а также всем преданным, которые пришли, чтобы слушать хари-катху.

Сегодня очень благоприятный день явления Шрилы Дживы Госвами. Вначале я попрошу Дхаранидхару Прабху рассказать об этом святом. Потом говорить буду я.

Дхаранидхара Прабху: Следуя наставлениям своего старшего – Шрилы Бхактиведанты Мадхавы Махараджа, я попытаюсь вспомнить то, что я слышал из уст своего духовного учителя и нашей гуру-варги о славе Шрилы Дживы Госвами.

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада сказал: «Шрила Джива Госвами – это величайший философ и ученый всех времён. Его слава неописуема». Среди необычных трансцендентных писателей (кавираджей), тех, кто лучший из кави (поэтов), он один из самых ярких.

Его поэзия была не только прекрасной, но также он написал очень много шлок. Шлока – это санскритская форма стихосложения, четверостишие. Он написал четыреста тысяч четверостиший.

Он является учеником Шрилы Рупы Госвами, а также племянником Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами. Они вышли из аристократической семьи очень высокого рода брахманов. Шрила Санатана Госвами был старшим братом. Шрила Рупа Госвами и Анупам Госвами были младшими братьями по отношению к Шриле Санатане Госвами. Шрила Джива Госвами является сыном Анупама. Они все стали учениками Шри Чайтаньи Махапрабху.

С детства Шрила Джива Госвами не играл в обычные игры детей. Единственное, чем он интересовался, – это «Шримад-Бхагаватам». Когда к нему приходили люди и хотели с ним заговорить, то обнаруживали, что ему не интересно ничего, кроме «Шримад-Бхагаватам».

Шрила Санатана Госвами оставил Дживе Госвами большое наследство. Когда Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами работали у Хусейн Шаха премьер-министром и личным секретарем, то заработали огромное количество денег. Шриле Дживе Госвами досталась часть денег, и впоследствии он получил очень хорошее образование.

Следуя наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, он отправился во Врадж. Но вначале он посетил Навадвипу. Когда он шёл в Навадвипу, то выглядел необычайно привлекательным. Все хотели идти рядом с ним и стремились как-то ему послужить.

Когда он пришёл в Навадвипа-дхаму, то сразу принял прибежище у стоп Шри Нитьянанды Прабху и попросил Его показать места игр Шри Чайтаньи Махапрабху. Шри Нитьянанда Прабху лично водил его по Навадвипе, показывал и рассказывал: «Здесь была такая-то игра, а здесь вот такая-то». Когда он это рассказывал, то Шрила Джива Госвами это не просто слушал, а также видел. Таким образом, он явил пример лучшего ученика.

Один ученик во время хари-катхи может слушать так: в одно ухо входит, из другого выходит. А потом удивляется, что не испытывает вдохновения или не может сделать что-то полезное для своего духовного учителя. Другой ученик будет внимательно слушать и потом ещё обдумывать то, что услышал. Но самый лучший ученик не просто слушает хари-катху, он её видит. Потому что когда гуру даёт хари-катху, святое имя обладает всем необходимым: и обликом, и расой, и лилой. Все есть в хари-катхе. И когда повествует такой гуру, как Шри Нитьянанда Прабху, то в такой момент он даёт даршан игр Кришны.

В данный момент Шри Нитьянанда Прабху рассказывал об играх Шри Чайтаньи Махапрабху, и Он дал своему ученику даршан этих игр. Когда после полуночного даршана Шрила Джива Госвами приходил во внешнее сознание, он начинал плакать и кататься в пыли того места, где проходят вечные игры.

Шри Нитьянанда Прабху сказал ему, что он должен идти во Вриндаван и принять прибежище у Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами. Так он пришёл во Вриндаван и стал единственным дикша-учеником Шрилы Рупы Госвами.

Он был первым читателем всего, что писал Шрила Рупа Госвами. Во время редакции могли быть внесены небольшие поправки. Этим занимался Шрила Джива Госвами. Его основной вклад в нашу сампрадаю в том, что он защитил учение Шрилы Рупы Госвами.

Шрила Рупа Госвами является абхидхея-ачарьей. Он дал понимание дживам о бхакти-расе. А Шрила Джива Госвами является сиддханта-ачарьей. Он поставил преграды, чтобы никто не смог покушаться и говорить, что учение Шрилы Рупы Госвами имеет какие-то недостатки или оно не совершенно. Он дал множество доказательств из Вед и систематизировал учение Шрилы Рупы Госвами.

Он написал множество комментариев на «Шримад-Бхагаватам». Всю свою жизнь он объяснял это писание. Он написал шесть больших книг, которые называются «Шад-сандарбха». Также он написал седьмую сандарбху и «Гопала Чампу», которая также в своём роде является комментарием на десятую песнь «Шримад-Бхагаватам». В ней он рассказывает игры Шри Кришны, например о том, как и где Он родился, в необычайных подробностях. В этом заслуга Шрилы Дживы Госвами в нашей школе. Сколько бы поколений не прошло, все они будут в огромном долгу перед Шрилой Дживой Госвами.

Шрила Джива Госвами ки — джай.

БВ. Мадхава Махарадж: Мы только что услышали от Дхаранидхары Прабху о славе Шрилы Дживы Госвами. В «Хари харая намах кришна» Шри Нароттама дас Тхакур поёт:

шри-рупа, шри-санатана, бхатта-рагхунатха

шри-джива, гопала-бхатта, даса-рагхунатха[1]

«Я склоняюсь перед стопами этих шести Госвами. По их милости все препятствия на духовном пути уйдут».

Три брата. Старший из них – это Шрила Санатана Госвами. Средний – Шрила Рупа Госвами. Младший – Анупам, также известный как Валлабха. Они родились в очень великой аристократической брахманской семье. Шрила Джива Госвами является сыном младшего – Анупама. Прежде чем они стали известны как Шрила Рупа и Шрила Санатана Госвами, они работали у Хуссейн Шаха – мусульманского царя. Один из них был премьер-министром, а другой личным секретарём и министром финансов.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу, то отправился во Вриндаван и по пути туда встретился с Шри Рупой и Шри Санатаной Госвами в деревне известной как Рама-кели. Там произошла их тайная встреча. Они с собой взяли маленького Шрилу Дживу Госвами. Тогда он ещё не был известен, как Шри Джива Госвами. Они положили его к стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Таким образом, Шрила Джива Госвами ещё в раннем возрасте прикоснулся к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Представьте, насколько он был удачлив!

Когда они встретились в Рама-кели и Шрила Санатана Госвами узнал о том, что Шри Чайтанья Махапрабху направляется во Вриндаван, он обратился к Нему и сказал: «Так не ходят во Вриндаван».

Дело в том, что Шри Чайтанью Махапрабху сопровождали тысячи преданных. Санатана Госвами сказал: «Во Вриндаван можно идти только с небольшой группой преданных, которые пребывают в одном настроении». Шри Чайтанья Махапрабху принял этот совет Шрилы Санатаны Госвами, и после этого Он решил пока не идти во Вриндаван, а вернуться в Джаганнатха Пури. Только через некоторое время Он вновь отправился во Вриндаван из Джаганнатха Пури, взяв с Собой лишь двух преданных.

Обычно маленькие дети играют в игрушки. Они очень беспокойные, много шалят и шумят. Но когда Шрила Джива Госвами был ребёнком, все его игры были связаны с Божествами и мридангой. Таково его трансцендентное детство.

Почему Шри Чайтанья Махапрабху отправился в Джаганнатха Пури? Он встретился там с великим учёным – Сарвабхаумой Бхаттачарьей. В то время он был признан величайшим ученым. Он является воплощением самого Юпитера, потому что является Брихаспати (учителем всех полубогов). Он пришёл в этот мир известный как Сарвабхаума Бхаттачарья. У Махапрабху с Сарвабхаума Бхаттачарьей состоялся диспут по поводу «Веданта-сутры». Во время диспута присутствовал ученик Сарвабхаумы Бхаттачарьи – Мадхусудана Вачаспати. Впоследствии Шрила Джива Госвами обучился всей сиддханте от этого учёного, который непосредственно слышал наставления Шри Чайтаньи Махапрабху. Он получил от него всё и впоследствии стал самым лучшим учёным среди гаудия-вайшнавов.

Вначале Шри Чайтанья Махапрабху послал во Вриндаван Своих слуг: Шрилу Локанатху Госвами и Шрилу Бхугарбху Госвами. В то время во Вриндаване не было так много сёл и городов, там были только леса. Почти все священные места были утеряны. Люди не знали, где и какие игры Шри Кришны проходили прежде и где те Божества, которые установил внук Шри Кришны. Поэтому Он послал Своих слуг найти всё это. После Локанатхи Госвами и Бхугарбхи Госвами, Он послал туда Шрилу Рупу Госвами и Шрилу Санатану Госвами как Своих старших представителей.

Шри Чайтанья Махапрабху послал Шрилу Рупу и Шрилу Санатану Госвами во Вриндаван с четырьмя задачами. Первая – вновь открыть людям славу святых мест игр Кришны (показать, где и какие игры проходили и в чём их слава). Вторая – найти утерянные Божества. Третья – написать и составить священные тексты, в которых будет ясно, систематично и доказательно изложено учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Четвёртая – описать в книгах этикет вайшнавов.

О том, как Шрила Рупа Госвами исполнил все желания Шри Чайтаньи Махапрабху, я расскажу позже.

Будучи юношей, Шрила Джива Госвами отправился в Навадвипу, где обрёл великую милость Шри Нитьянанды Прабху. Потому что Шри Нитьянанда Прабху поместил Свои лотосные стопы на его голову. Только представьте себе: величайшие йоги вселенной даже краешком сознания в глубочайшей медитации не могут коснуться сияния стоп Шри Нитьянанды Прабху. И эти самые стопы Сам Шри Нитьянанда Прабху поместил на голову Шрилы Дживы Госвами!

Мы каждый год устраиваем Шри Враджа-мандала-парикраму и Шри Навадвипа-мандала-парикраму. Кто из вас посещал Навадвипа-парикраму? (Преданные подняли руки) Хорошо. У кого ещё не получилось посетить паломничество по Навадвипе (местам игр Шри Чайтаньи Махапрабху), пожалуйста приезжайте, я вас приглашаю.

Традиция совершать паломничество по местам игр Шри Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе была начата Шрилой Дживой Госвами. Он первым совершил это паломничество под руководством Шри Нитьянанды Прабху. Представьте, насколько он был удачлив!

После того как парикрама закончилась, Шрила Джива Госвами задал Шри Нитьянанде Прабху свои вопросы. После того как Шрила Джива Госвами получил ответы на свои вопросы, Шри Нитьянанда Прабху сказал ему: «Ты должен идти во Вриндаван, потому что Шри Чайтанья Махапрабху всей вашей семье выделил там место».

Получив такой приказ, Шрила Джива Госвами был очень расстроен. Испытав огромное чувство разлуки в своём сердце, он упал к лотосным стопам Шри Нитьянанды Прабху и сказал: «Как я могу оставить Навадвипу?» Потом он опечаленный вставал и продолжил свой путь. Позже, снова вспоминая Нитьянанду Прабху, он падал ниц, кланяясь его стопам и предлагая пранамы. А затем снова вставал и снова пытался идти, выполняя указание своего гуру. Он думал: «Я не могу оставить Навадвипу. Но я получил непосредственно приказ от Шри Нитьянанды Прабху, который является моим возлюбленным Баларамой.

Шрила Джива Госвами оказался в очень трудном положении. Он не знал, что делать. От одной мысли, — оставить Навадвипу, его сердце разрывалось. В то же самое время он не мог не подчиниться приказу Шри Нитьянанды Прабху, который является изначальным и единым духовным учителем для всех. Он думал: «Как же это возможно?»

В те времена не существовало автобусов, поездов и самолётов. Как же добрался Шрила Джива Госвами до Вриндавана? Постепенно, шаг за шагом. Когда он пришёл во Врадж, то стал единственным дикша-учеником Шрилы Рупы Госвами.

Кто такие Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Джива Госвами? Они вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы их знаем как вечных спутников под этими именами. Также они вечные спутники Шри Шри Радхи Кришны. В таком случае они известны под другими именами: Рупа Манджари, Лаванга Манджари, Виласа Манджари.

Поскольку Шрила Джива Госвами был спутником Шрилы Рупы Госвами, а тот в свою очередь спутником Шри Чайтаньи Махапрабху, то они свободны от четырёх недостатков обусловленных джив.

Наши ачарьи называют их следующим образом:

  • Бхрама – иллюзия. Это недостаток, где человек принимает одно за другое, путая. Истину – за ложь, а ложь – за истину. Религию – за безбожие, и наоборот.
  • Каранапатава – у материального тела несовершенные чувства (органы восприятия).
  • Випралипса – люди склонны обманывать.
  • Прамада – безумие. Человек часто поступает не так, как должен. Против собственного счастья.

Хотя Шрила Рупа Госвами, будучи освобождённой душой, не имеет этих недостатков, тем не менее, игры, которые он являл, называют наравата (подобные человеческим). Это означает, что то, что Рупа Госвами писал, кто-то должен был проверить (отредактировать). Этим занимался Шрила Джива Госвами. Он выполнял редактуру и корректуру, потому что он был в высшей степени образованным человеком.

Однажды во Вриндаван пришёл великий ачарья. Его звали Валлабха Ачарья. Он очень сильно прославился на поприще борьбы с имперсонализмом, где добился большого успеха. Прежде он был знаком с Шрилой Рупой Госвами, он встретился с ним в Праяге. Оттуда он пригласил к себе домой Шри Чайтанью Махапрабху и Его спутника, Шрилу Рупу Госвами, в свою деревню Араиль. С того момента он знал Шрилу Рупу Госвами. Поскольку он был старше по возрасту, то относился к Шриле Рупе Госвами, как к младшему преданному.

Когда он пришёл во Вриндаван, то увидел, что Шрила Рупа Госвами что-то пишет. Он спросил: «Что ты пишешь?» Шрила Рупа Госвами предложил ему свою рукопись и сказал: «О, Ачарья, Вы можете проверить и исправить, если там есть какие-то неточности».

Валлабха Ачарья не из Гаудия-сампрадаи, он из Рудра-сампрадаи. Это школа, основана Господом Шивой.

В момент разговора между Шрилой Рупой Госвами и Валлабха Ачарьей, Шрила Джива Госвами стоял рядом и как ученик обмахивал своего Гурудева чамарой. Так он служил своему учителю Шриле Рупе Госвами. Тогда не было электричества, разнообразных вентиляторов и кондиционеров. Даже сейчас, не смотря на то, что Индия электрифицирована, там так часто отключают электричество, что у меня тоже было служение обмахивать Шрилу Гурудева опахалом час за часом.

Например, летом, когда было очень жарко ночью и отключали электричество, тогда я вставал и начинал обмахивать Шрилу Гурудева. Это повторялось очень много раз.

Шрила Валлабха Ачарья спросил у Шрилы Рупы Госвами: «Что ты пишешь?» Шрила Рупа Госвами ответил: «Я пишу священный текст, который называется “Бхакти-расамрита-синдху”». Бхакти – это преданное служение Господу, исполненное расы. «Раса» означает «нектар». И этого нектара состоит целый океан (синдху).

Когда Шрила Рупа Госвами предложил свою рукопись рукам Валлабха Ачарьи, тот начал читать. Там был один стих:

бхукти-мукти-сприха йават пишачи хриди вартате

тавад бхакти-сукхасйатра катхам абхйудайо бхавет[2]

Это означает, что до тех пор, пока две ведьмы бхукти (жажда чувственных наслаждений) и мукти (желание освобождения) мучают сердце духовного искателя, такой человек не сможет испытать и капли нектара преданности Богу.

Когда Валлабха Ачарья это прочёл, то сказал: «Я не согласен с этим. Как можно сравнивать бхукти и мукти с ведьмами? Я сейчас поправлю это. Пойду, омоюсь в Ямуне, а когда вернусь, исправлю это».

Когда Шрила Джива Госвами это услышал, то не мог стерпеть. Он подумал: «Как так? Он нашёл недостатки в том, что пишет мой совершенный духовный учитель! Я поправлю его. Я заставлю его замолчать».

Во Вриндаване гопи, чтобы встретиться со Шри Кришной, обманывают своих старших. Они опытны в этом. Также Шрила Джива Госвами, чтобы доказать Валлабха Ачарье правоту своего духовного учителя, обманул своего собственного духовного учителя. Что делают гопи? Они выливали воду из горшков, где она хранилась, а затем говорили своим старшим: «Мы должны пойти за водой». Это был предлог для того, чтобы уйти из дома и встретиться с Кришной.

Шрила Джива Госвами также вылил воду и сказал Шриле Рупе Госвами: «Вода кончилась. Надо пойти за водой на Ямуну». Шрила Рупа Госвами не обратил на это никакого внимания, потому что это обычным делом, — Шрила Джива Госвами всегда ходил за водой на Ямуну.

Шрила Джива Госвами пришёл на берег Ямуны и дождался, когда Валлабха Ачарья вышел из реки после омовения. Он сказал ему: «Вы нашли какие-то недостатки в том, что написал мой духовный учитель. В чём там недостаток?» Валлабха Ачарья ответил: «Твой духовный учитель сравнил бхукти и мукти с ведьмами, которые в писаниях сравниваются с богинями. Что же в этом правильного?» Тогда Шрила Джива Госвами сказал: «Нет. Вы не правильно поняли моего духовного учителя. Он не говорил, что бхукти и мукти являются ведьмами. Он имел в виду, что желания этих двух благ подобны ведьмам». Джива Госвами привёл различные доказательства из священных писаний, которые подтверждали его слова и слова его духовного учителя. Таким образом, он заставил замолчать Валлабха Ачарью, и тот подумал: «Этот юноша – ученик Шрилы Рупы Госвами, он так учён! Тогда каков же уровень учености его духовного учителя?!»

Когда Валлабха Ачарья сказал Шриле Рупе Госвами, что он исправит этот недостаток в его стихе, Шрила Рупа Госвами ответил: «Здорово. Очень хорошо. Я рад, что Вы исправите то, что я написал». И когда он вернулся после омовения в ашрам Шрилы Рупы Госвами, то обратившись к нему, сказал: «Кто этот юноша, который служит тебе?» Шрила Рупа Госвами ответил: «Это мой ученик и мой племянник». Валлабха Ачарья ответил: «Он очень разумен!» Из этих слов Шрилы Рупы Госвами Валлабха Ачарья сразу же всё понял, что его ученик, Шрила Джива Госвами, не смог вытерпеть критику в адрес своего духовного учителя. Он победил его на берегу Ямуны, и теперь Валлабха Ачарья признал правоту Шрилы Рупы Госвами.

Когда Валлабха Ачарья покинул ашрам Шрилы Рупы Госвами, тот позвал Шрилу Дживу Госвами и спросил: «Ты почему не мог потерпеть этого брахмана? Ты же видел, что я выражаю ему почтение. Ты не мог немного потерпеть? Если ты не можешь следовать этикету, тогда уходи на восток».

Почему он сказал «на восток»? Потому что Шрила Джива Госвами пришёл к Шриле Рупе Госвами во Вриндаван с востока. Там находится Калькутта, его деревня. Но Шрила Джива Госвами не мог оставить лотосные стопы своего духовного учителя, и поэтому он принял для себя другой смысл этого утверждения: «Уходи на восток Вриндавана». Он ушёл на восточную часть Враджи. Он не смог покинуть Врадж. Деревня, где он остановился, называется Бхая-гаон.

«Бхайа» означает «страх». Там была одна лила, которая связана со Шри Кришной. Поэтому деревня названа в честь этой лилы. «Бхая-гаон» — «деревня страха».

Там произошла одна игра. Однажды мама Яшода с Нандой Махараджем привели Шри Кришну на берег Ямуны. В том месте водились крокодилы. Они показали Ему крокодилов, как они разевают свои огромные пасти с большими зубами. Они сказали: «Будь аккуратен, иначе они Тебя проглотят и съедят». Шри Кришна очень испугался. Он схватился за свою маму, и с того момента это место называется Бхая-гаон (деревня страха).

Шрила Джива Госвами поселился на берегу Ямуны в этой деревне, в крокодильей норе. Он ничего не кушал и постоянно взывал: «О, Рупа Госвами! О, Санатана Госвами!» Он постоянно плакал в разлуке со своим возлюбленным духовным учителем. Как ни пытались его спасти местные жители, например, они хотели его накормить, у них ничего не получалось. Из-за чувства разлуки Шрила Джива Госвами не мог кушать.

В то время Шрила Санатана Госвами путешествовал по всему Вриндавану. И он был известен среди местных жителей как Боро-баба. «Боро» означает «большой», но также это означает «старший». «Баба» означает «отец». Так обращаются к старшим мужчинам, которые являются духовными лидерами. Так как Шрила Санатана Госвами был самым старшим среди святых личностей, то его звали Боро-баба (старший среди отцов). Как-то Шрила Санатана Госвами пришёл в эту деревню.

Как оценить поступок Шрилы Рупы Госвами, когда он прогнал своего ученика? То, что он сделал – это правильно. Почему? Он является олицетворением наставления Шри Чайтаньи Махапрабху:

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

аманина манадена киртанийах сада харих

Это третья шлока «Шри Шикшаштаки», где говорится о смирении и терпении. Шрила Рупа Госвами олицетворял собою вайшнавское терпение и смирение. Он также этому учил своего любимого ученика Шрилу Дживу Госвами. Поэтому ему не понравилось, что тот не последовал этому настроению. То, что сделал Шрила Джива Госвами, тоже правильно. Если бы оскорбляли его, он бы это стерпел, проявил смирение. Но эта ситуация касалась его духовного учителя. Этого Шрила Джива Госвами не мог стерпеть. И это тоже правильно.

Когда Шрила Санатана Госвами пришёл в Бхая-гаон, местные жители позвали его: «О, Боро-баба, у нас здесь свой Боро-баба объявился. Ты хотя бы иногда принимаешь мадхукари (пожертвования), а он вообще не кушает. Мы пытались его накормить, но у нас ничего не получается».

Шрила Санатана Госвами в тот же момент заинтересовался: «Кто же это такой?» Они повели его на берег Ямуны, к этой крокодильей норе. Он увидел там, как Шрила Джива Госвами плачет в разлуке и взывает: «О, Рупа Госвами! О, Санатана Госвами!» Они не знали, что тот, кого они называют Боро-баба, – это и есть Шрила Джива Госвами.

Когда Шрила Санатана Госвами обнаружил Шрилу Дживу Госвами в таком тяжёлом состоянии (он давно не ел и сильно исхудал, поскольку он жил в норе, его тело было покрыто разными ранами), то взял и привёл его назад в северную часть Вриндавана.

Во Враджа-мандале есть двенадцать лесов. Главный из них известен как Вриндаван. Там, пятьсот лет назад жил Шрила Рупа Госвами. Шрила Санатана Госвами привёл туда юного Шрилу Дживу Госвами. В этот момент Шрила Рупа Госвами давал лекцию, в которой объяснял суть дхармы, религии. Он говорил о милости и сострадании к живым существам (джива-дойе). В чём проявляется это сострадание и милость? В том, что садху даёт дживе наставления, святое имя, посвящение.

После того как Шрила Санатана Госвами услышал это, то обратившись к Рупе Госвами сказал: «Ты говоришь, что надо быть сострадательным к дживе. Почему ты тогда не сострадателен к своему Дживе?» В этот момент он взял Шрилу Дживу Госвами и посадил на колени Шрилы Рупы Госвами.

Шрила Рупа Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила Санатана Госвами заплакали. Потом Шрила Санатана Госвами привёл аюрведического доктора, и он вылечил Шрилу Дживу Госвами, после чего он вновь занялся преданным служением.

Когда Шрила Джива Госвами стал ачарьей, он написал множество книг. В особенности известна его работа, которая называется «Шад-сандарбха». Шесть видений «Шримад-Бхагаватам», шесть комментариев. Первая, с которой он начал – это таттва-сандарбха. В ней описывается доказательство истины (прамана-таттва).

Там не говорится, что сон является доказательством какой-либо концепции. В наше время для многих сновидения являются доказательством истины. Но наши ачарьи не принимали сны всерьёз. Шрила Джива Госвами перечисляет в своих работах десять видов доказательств.

В последнее время, некоторые люди утверждают важность снов как доказательства истины, но Шрила Джива Госвами такому нигде не учил. В «Таттва-сандарбхе» он учит тому, что надо принять шастры, как источник истины. Если река не укреплена каменными берегами, то грязь будет смешиваться с речной водой и вода станет мутной. Чтобы защитить чистоту реки, люди используют гранит, укрепляя им берега.

Что сделал Шрила Джива Госвами? Он защитил реку наставлений Шрилы Рупы Госвами от недопонимания очень строгими и чёткими наставлениями писаний. Он написал «Шад-сандарбху». Как? Вначале в краткой форме эту сандарбху выразил Шрила Гопала Бхатта Госвами. Он собрал множество доказательств из священных писаний во время своего обучения. Шрила Джива Госвами всё систематизировал, расширил, добавил. Получилось очень сильное и авторитетное произведение.

Поскольку сегодня день явления Шрилы Дживы Госвами, я должен прославить его. Я не готовился по этой теме, но мой Шрила Гурудев говорил, что санньяси всегда должен быть готов. Я узнал утром, что сегодня день явления Шрилы Дживы Госвами. И я говорил об этом святом то, что слышал от моего Шрилы Гурудева.

ванчха-калпа-тарубйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча

патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

 

Перевод: Дхаранидхара д.

Редакция: Ари Мардан д.


[1]  Шрила Нароттама дас Тхакур, бхаджан «Хари Харая Намах Кришна», стих 4.

[2] Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.176.

Комментарии закрыты.