Даже во сне

Даже во сне

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

27 августа 2003, Матхура, Индия

Кришна лежал в Своей постели во дворце Шримати Рукмини-деви, притворяясь спящим. Лицо Его было накрыто. Тем временем за пределами Его комнаты Рохини-маийя, Шри Уддхава, Шри Нарада Риши, Шримати Рукмини-деви, Шримати Сатьябхама-деви и другие оживленно беседовали друг с другом.

Рохини, выслушав прославление гопи от Уддхаваджи, очень огорчилась. Она начала скорбеть и сетовать на то, какой Кришна жестокий. Рохини сказала Уддхаве: «Сердце Кришны тверже камня. Когда Яшода-деви плачет в разлуке, даже камни плавятся, и только сердце твоего Прабху не тает».

Слушая ее, Падмавати, мать Камсы, разозлилась. Падмавати была уже в очень преклонном возрасте и у нее не было ни разума, ни способности разобраться в происходящем. Кроме того, она была очень непорядочной. Будучи замужем, она встретила демона Друмилу, от которого родила Камсу.

Падмавати не смогла понять слова Рохини-маийи. Разозлившись, она произнесла:

«О Рохини, ты не очень-то умна. Зачем ты все это говоришь? Знаешь ли ты, что Ачьюта (Кришна) с детства пас коров в лесу, полном колючек? Десятилетний или двенадцатилетний мальчик может пасти коров, но враджаваси заставили Кришну делать это в пять лет, когда Он был еще очень маленьким! Они так жестоки. Яшода-деви, гопы и гопи принуждали это нежное дитя пасти  коров.

У коров-то есть твердые копыта, их не заботит, куда ступить в поисках травы.  Они перебегают через острые камни, траву и колючки, а Кришна, нежный малыш, был вынужден поспевать за ними. Его заставляли пасти коров весь день, с раннего утра, безо всякой еды. Ему, голодненькому, ничего не оставалось, кроме как ходить по домам и воровать масло – просто чтобы остаться в живых.

Пастухи Враджа не дали Ему никакой обуви. И зонтик, защищающий от сильного зноя, Ему тоже не дали».

В лесу так много раскаленных камней и шипов. Как только входишь в лес, они сразу впиваются в стопы. Наша группа парикрамы однажды пришла к Чандра-сароваре, и преданные захотели срезать дорогу к Анийору. На этом коротком пути было много колючек и терновника. Колючки очень больно впивались в пятки, и вытащить их было крайне трудно.

«Кришна ходил пасти коров, – продолжала сокрушаться Падмавати, – и следовал за ними при любых обстоятельствах: в сильный дождь, холод и обжигающий зной – каждый день Он ходил! Они будили Его утром и говорили, чтобы Он немедленно отправлялся. У него не было даже маломальского отдыха! Но Он никогда не жаловался. Он ни разу никому не сказал: “Я не пойду”».

Именно поэтому Падмавати обратилась к Шри Кришне как к Ачьюте. Преданные с любовью обращаются к Нему «Ачьюта» («непогрешимый»), однако Падмавати использовала его, чтобы обвинить враджаваси – что они заставляли Его каждый день пасти коров. Кришна, будучи маленьким мальчиком, находился у них под контролем, и поэтому, безупречно выполняя Свой долг по отношению к ним, Он не мог сказать «Нет».

«Враджаваси ничего не давали Ему покушать перед пастбищем, – продолжала Падмавати. – Поэтому Он был очень голоден, и у Него не было другого выхода, кроме как воровать масло из чужих домов. Хотя это дитя было невинным и просто пыталось добыть пропитание, если гопи ловила Его, она устраивала скандал и извещала о “воровстве” весь Врадж. Поймав Кришну на месте преступления, гопи хватали Его за маленькую нежную ручку, что было очень болезненным для Него, и отводили к маме Яшоде. Многие приходили к ней жаловаться – порой в ее доме собиралась целая толпа гопи. Хотя Кришна падал им в ноги и просил прощения со сложенными ладошками, все равно гопи говорили Яшоде: “Что у тебя за сын? У него такой дурной характер. Он вор!” Ты говоришь, что враджаваси сделали очень много для счастья Кришны, но это неправда».

Таково было мнение Падмавати, злоязычной матери Камсы.

Серьезная и невозмутимая Шримати Рохини-деви пользовалась большим уважением всех гопи Враджа. Услышав эти слова Падмавати, полные пренебрежения и критики, она не стала отвечать ей прямо, потому что не хотела терять время. Она продолжила рассказывать царицам и всем остальным о жестокости Кришны. Рохини описала, как Он убил Камсу и множество других демонов, придя в Матхуру вместе с Баларамой, как после этого Он сражался с такими демоничными царями, как Джарасандха, который пришел с огромным количеством генералов и воинов, и как Он уничтожил всех их. Какова была Его цель? Освободить Землю от тяжелого бремени.

Рохини описала, как, пробыв какое-то время в Матхуре, Кришна стал Дваракадишей, императором Двараки, и женился на 16 108 царицах, среди которых восемь были главными. Их служанки были не менее прекрасны, чем сами царицы. Каждая царица родила Ему десять сыновей и одну дочь. В общем, Его семья значительно увеличилась. Как Раджешвара, царь царей, Он наслаждался беспечной жизнью в Двараке, окруженный великой роскошью. Рохини-деви сокрушалась: как в таком положении Кришна мог бы помнить враджаваси?

Джарасандха заточил в тюрьму многих царей. Кришна, убив его, освободил этих царей из темницы. Они припали к Его лотосным стопам, предавшись, и вознесли Ему множество молитв. Кришна велел им возвращаться в свои царства, а также сообщил, что очень скоро Махарадж Юдхиштхира будет совершать Раджасуя-ягью. Позже, когда все цари мира пришли на Раджасуя-ягью Юдхиштхиры Махараджа, все они молились Кришне и почитали Его как самую выдающуюся личность. Это один из примеров того, как Господь Кришна процветал, покинув Вриндаван.

Однажды Шри Нарада Риши пришел в зал собраний Господа Кришны в Двараке в то время, когда Тот сидел в окружении Своих жен: Шримати Рукмини-деви, Шримати Сатьябхамы-деви и других цариц. Нарададжи принес с райских планет цветок париджата и теперь обратился к Кришне:

– Даруй мне одно благословение – дай мне увидеть, как Ты подаришь этот цветок париджата самой дорогой для Тебя царице.

Когда Нарада Риши вручил цветок Кришне, Тот почувствовал Себя в очень затруднительном положении.

– Что же делать? – размышлял Он. – Кому бы я ни отдал этот цветок, остальные все равно разозлятся.

Это была дилемма, потому что каждой царице наедине Он говорил: «Ты Моя самая дорогая». Теперь Его слова могли обернуться ложью. Нарада еще и подстрекал Его: «Кришна, не медли. Я хочу увидеть, как ты отдашь это Своей самой дорогой. Не тяни. Пожалуйста, быстрей отдай цветок!»

Когда в итоге Кришна отдал цветок париджата Рукмини, Сатьябхама очень разгневалась. Топнув ногой, она удалилась в свою комнату гнева (копа-бхаван), где сорвала с себя все свои украшения. Спустя какое-то время Кришна пришел туда, чтобы успокоить ее, и попытался дотронуться до ее стоп. Когда дотрагиваются до разгневанной змеи, она начинает шипеть. У Сатьябхамы было подобное свирепое состояние. Когда Кришна попытался дотронуться до нее, она начала Его порицать:

– Зачем Ты пришел сюда? Я в Тебе не нуждаюсь. Отправляйся к Своей дражайшей!

– Почему ты так расстроилась из-за какого-то цветка? – произнес Господь Кришна. – Я хочу подарить тебе целое дерево, полное цветов париджата.

Он посадил ее на спину Гаруды и так они быстро отправились на Индралоку. Там Он расправился с войском Индры и взял дерево париджата, принес его в Двараку и посадил во дворце Сатьябхамы. Все царицы, включая Рукмини, пришли и увидели это дерево растущим в ее дворе.

Рукмини не поступает, как Сатьябхама. Она очень сдержанна по натуре, и у нее настроение дакшина-свабхавы – это означает, что она никогда не упрямится, она всегда покорна. Поэтому она ничего не сказала против.

Эта история со Шри Кришной, победившим царя полубогов – другой пример того, как Он процветал в Дварака-пури.

Все полубоги, побежденные Им, приходили во дворец собраний Кришны, предлагали Ему поклоны и молитвы. Не только они – даже Брахма, и не только четырехглавый Брахма из этой вселенной, но даже Брахмы с других вселенных, имеющие тысячи и тысячи голов, приходили в этот дворец собраний, предлагали дандават-пранамы и прославляли Его множеством молитв.

Таким образом, Шримати Рохини-маийя продолжала сетовать:

– Кришна живет в такой роскоши и процветает, где Ему помнить какие-то деревни и пастухов, которые проводят время за дойкой коров? Он не вспоминает их. Это так печально…

Шримати Рукмини-деви и Шримати Сатьябхама-деви слушали эти слова Рохини-маийи. Когда она закончила, первой заговорила Рукмини:

– Рохини, почему ты заявляешь, что Кришна очень жестокий?

Рукмини была дочерью царя Бхишмаки. Она была очень глубокомысленной. Так как она находилась с Кришной днем и ночью, можно было заключить, что она немного знает Его характер.

– Сердце Кришны мягкое, как масло, но ты говоришь, что оно твердое, как камень. Это не так.

Рукмини до некоторой степени знала сердце Кришны, а также она что-то знала и о Врадже. Откуда? Кришна прямо или косвенно говорил ей – даже когда спал.

«Рохини, – продолжала Рукмини, – почему ты говоришь, что Кришна жестокий? Разве ты не знаешь, что даже ночью Он арья-путра (сын своего отца, обладающий всеми хорошими качествами)? Ночью во сне Он начинает погружаться во враджа-бхаву. Он видит так много снов о Вриндаване и с большой любовью рассказывает о Своих друзьях, матери и коровах. Он даже зовет Своих коров: “О Калинди! О Давали! О Пишанги!” Он произносит имя каждой коровы и даже телят называет по имени. Во сне Он зовет: “О Шридама, где ты? Идем!” или: “О Мадхумангал, где ты?”, или: “О матушка, дай мне хлеба и масла. Я хочу больше кушать, чтобы вырасти большим и сильным!” Иногда во сне Он ищет Свою флейту, а иногда встает в позу трибанги (с тремя изгибами). Иногда Он говорит: “О Чандравали, в чем дело?” и тянет меня за одежды».

Настроение Чандравали тоже очень глубокое. Временами Кришна после встречи с другой гопи приходит к Чандравали. Все знаки на Его теле говорят, что Он был с кем-то еще. Тогда Кришне очень трудно понять, в мане Чандравали или нет, потому что ее своенравность скрыта очень глубоко в сердце. Чтобы увидеть это настроение, Кришна иногда приближается к Чандравали со словами:

– О Радхе, как ты?

– О Камса Махарадж, а ты как? – отвечает Ему Чандравали.

– Почему ты упомянула Камсу Махараджа? Его же здесь нет.

– А почему Ты упоминаешь Радхарани?

Ее ман (трансцендентный гнев) очень глубок. По сравнению со Шримати Радхикой у нее нет такого сильного мана, но все-таки он больше, чем мы можем себе это вообразить. Кришна иногда спрашивает Мадхумангала: «Как мне понять эти глубокие настроения?»

Сейчас, в Двараке, Кришна очень скучает по Чандравали, Он встречается с нею во сне. Потянув Рукмини за одежды, Он произносит: «О Чандравали, почему ты так себя ведешь?»

Рукмини продолжала:

«Когда Кришна спит, Он тянет меня за одежды и сквозь слезы говорит: “О Лалита! О Вишакха! О Радха, пожалуйста, прости Меня! Я оскорбил Тебя. Я обещаю, что такое больше не повторится”. Кришна очень любит враджаваси. Почему ты называешь Его бессердечным? Он громко рыдает во сне и глубоко вздыхает. Слыша Его плач и видя, как Он погружен в бхаву, все мы, царицы Двараки, тонем в океане скорби и думаем: “Что мы можем сделать?” У нас нет разума исправить или разрешить эту ситуацию. Даже сегодня Кришна спит и плачет, прикрыв лицо. Он позабыл обо всех Своих обязанностях».

Слова Рукмини вдохновили высказаться Сатьябхаму.

Рукмини очень великодушная, мудрая и лишена предрассудков. Она описывала гопи Вриндавана с большим почтением. У Рукмини нет сапатна-бхавы. Она очень почитает Кришну и поэтому не входит в ман. Сатьябхама же не могла стерпеть прославление гопи, произнесенное Рукмини. Преисполнившись зависти, она начала проявлять свой гнев и сапатна-бхаву. Что это такое? Если у человека есть две жены, и в какой-то момент он начнет оказывать почтение к одной жене, вторая войдет в настроение соперничества, став завистливой и разгневанной (ман).

В Рукмини нет сапатна-бхавы. Она есть в сердце Сатьябхамы, которая сказала:

«О Рукмини, моя дорогая сестра, ты говоришь, что Кришна памятует враджаваси всю ночь, пока спит, но на самом деле даже на протяжении всего дня Он полностью погружен в воспоминания о них. Он погружается, забывая, что Он в Двараке, и входит в джагра-самадхи, самадхи во время бодрствования».

Обычно тот, кто входит в самадхи, внешне ничего не замечает и не может определить, что происходит вокруг него. Кришна же и бодрствовал, и в то же время был полностью погружен в транс и памятование Враджа. Он звал: «О Радха! О Лалита!» Он всегда помнил Своих коров, гопов, гопи, а среди них Чандравали и особенно Шримати Радхику. Он памятовал всех гопи.

«Мы говорим, что мы – жены Кришны, – продолжала Сатьябхама, – но по сути это не так. Почему? Хотя мы и Его жены, у Него нет к нам той привязанности, какая у Него к гопи. Что говорить о гопи, у Него больше любви к служанкам служанок гопи, чем к нам! Что говорить и о них, если у Него больше любви даже к Пулинди-канья, девушкам, живущим в лесах Враджа-мандалы!»

Шрила Санатана Госвами объясняет, что у премы есть две стороны – милана и вираха, встреча и разлука. Когда встреча происходит внешне, в сердце что-то теряется. Общение воспринимается как должное, и сердце не наполняется мыслями о том, что сейчас делает возлюбленный, или о том, что они делали вместе ранее. Однако во время разлуки в сердце проявляются все игры Кришны. Например, когда Равана украл Шримати Ситу-деви и увез ее на Ланку в Ашок Батику, она сидела под деревом с закрытыми глазами. Даже под дождем она сидела неподвижно, забыв обо всем, и думала: «О, до моей сваямбары (церемонии, в которой много женихов борются за руку невесты) гуру Господа Рамачандры послал Его в сад сорвать цветы, и я, не ведая ничего, пришла в то же время в тот же сад, чтобы сорвать цветы для пуджи Деви. Господь Рамачандра увидел меня в первый раз и наши взгляды встретились».

Так она под дождем сидела с закрытыми глазами под деревом и памятовала, сколько радости было в тот момент, когда их взгляды встретились.

Господь Рама никогда прежде не испытывал таких изменений, которые произошли в то время в Его сердце. Повернувшись к Лакшманджи, Он сказал:

– О Мой дорогой брат, Меня посетили нечистые мысли. Как это возможно? Я Дашаратха-нандана, сын великого царя Дашаратхи. В Своей жизни Я полностью соблюдаю марьяду (надлежащий этикет). Что же за настроение пришло в Мое сердце, когда Я увидел эту девушку? Признаться, Мне стыдно.

– Ты не можешь совершить что-то неправильное, – ответил Лакшман. – Ты всегда соблюдаешь марьяду внешне и внутренне. Поэтому я знаю, что в будущем эта девушка обязательно станет Твоей женой.

Позднее в соответствии со своей клятвой Джанака Махарадж пригласил многих царей. Представив им небывалых размеров лук, такой тяжелый, что его не могли поднять тысячи людей, он объявил: «Герой, который поднимет этот лук, сможет жениться на моей чистейшей и благочестивой дочери».

Кто был достоин взять в жены Ситу-деви? Даже юная, иногда, чтобы смахнуть под этим луком пыль, она запросто поднимала его одной левой рукой. Поэтому ее руки мог удостоиться только тот, кто был способен на это.

Сидя под деревом, Сита теперь вспоминала, как Господь Рама пришел и, словно лев, легко поднял этот лук, натянул его и сломал. Она вспоминала, как на виду у тысячи царей она с большой любовью взяла цветочную гирлянду, чтобы повесить Ему на шею. В то время она была так счастлива, что не смогла сделать это. Многим сакхи пришлось помочь ей, взяв ее руки в свои и украшая Рамачандру гирляндой. Она вспоминала все это и чувствовала огромную разлуку. Эта разлука – ананда (полная блаженства), а эта игра – чин-майя, трансцендентная.

Это чувство разлуки – трансформации премы, и потому оно не может причинить боль или сделать несчастным. Даже когда Шримати Радхика встречается с Господом Кришной, Она испытывает маданакья-махабхаву, которая сопровождается разнообразными настроениями разлуки. Кришна страстно желал познать эту маданакья-махабхаву, которая содержит разлуку во время встречи и встречу в разлуке – в наивысшей степени – и потому Он явился как Шри Чайтанья Махапрабху.

Находясь в Двараке, Шри Кришна памятовал Шримати Радхарани в самадхи (глубокой медитации) и на самом деле встречался с Нею. Шримати Радхарани, будучи во Вриндаване, чувствуя разлуку, также входила в глубокое самадхи и переживала встречу с Кришной. Позже, когда ее самадхи прерывалось, Она начинала плакать.

Какова природа вирахи (настроения разлуки) гопи? Обычные люди могут подумать, что это очень больно, но они смотрят глазами Падмавати, матери Камсы. Они совершенно неправильно понимают природу премы и игр Враджа.

Гаура премананде, хари хари бол! [Это означает, что гаура-према дарует такое счастье, что все повторяют хари бол]

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs»

Эта лекция доступна на сайте www.bhaktabandhav.com/ru