Даршан после прогулки

Даршан после прогулки, 11 июля 2007 года, Фрилендорф

Нитья лила правишта Шри Шримад

Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

 

Вичитри даси: Вчера вечером вы объясняли эту шлоку:

 

нивритта-таршаир упагийаманад

бхаваушадхач чхротра-мано-‘бхирамат

ка уттамашлока-гунанувадат

пуман вираджйета вина пашугхнат 

«Шримад-Бхагаватам» 10.1.4

«Верховного Господа прославляют по парампаре, то есть учитель повествует о славе Господа своему ученику. Таким прославлением наслаждаются те, кого больше не привлекает ложное, временное прославление материального мироздания. Описания Господа — это единственное лекарство для обусловленной души, которая вынуждена снова и снова рождаться и умирать. Кто же перестанет слушать прославление Господа, кроме мясника или убийцы собственной души?»

Вы рассказывали, что слушание хари-катхи из уст чистого вайшнава является лучшим лекарством от анартх и оно дарует бхакти. После вы рассказали историю Ананта Васудева (ученика Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады). Вы объяснили, что он слушал хари-катху из уст чистого вайшнава – то есть он следовал данному методу – но он упал. Так что же пошло не так? Почему в его случае это не сработало?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Я объяснил, что он начала критиковать Шрилу Прабхупаду.

Шрипад Мадхава Махарадж: Своего гуру.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Он заявил, что Шрила Прабхупада не понимает мадхура-расу (Романтическую любовь Шри Шри Радха-Кришны). Он оставил Шрилу Прабхупаду и ушёл к сахаджия бабаджи, отдав книги своего учителя торговцам (он избавлялся и уничтожал их любыми способами). Из-за этого великого оскорбления он захотел жениться. Он принял яд и спустился на Расаталу [i](один из адов). Поэтому, будьте осторожны.

Парамананда дас: Шрила Гурудев, Махарадж Парикшит сказал быку, олицетворяющему религию, дхарму, что человек, указывающий на совершившего грех, попадает туда же куда и грешник на которого он указал[ii]. Что это значит?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Это означает, что никто другой не отвечает за чьи-либо страдания. Хотя это был Кали, перебивавший ноги быку, но бык не стал говорить так — «Это Кали сделал со мной» — Махараджу Парикшиту. Как возвышенный преданный он сказал: «Я не знаю, кто это сделал со мной. Это следствие моей прошлой кармы. Он, кто управляет всем миром, распоряжаясь им, поддерживая и уничтожая его – Он сделал это[iii]».

Парамананда дас: Чувствовал ли некоторое неудобство Махарадж Парикшит, наказывая преступников? Был ли он несчастлив, делая это?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Кали-юга (эпоха ссор и лицемерия) является лучшей из юг (эпох). В этот век, какой бы благочестивый  или духовный поступок ни совершил человек даже лишь в уме, он насладится плодами этого действия. С другой стороны, если кто-либо согрешил, но не телом, а в уме, он не будет страдать от последствий этого (в предыдущие эпохи человек был вынужден страдать даже за грехи совершённые лишь в уме). В Кали-югу вы можете обрести все совершенства благодаря харинаме, воспеванию, и даже нама-абхас[iv] дарует благие плоды.

Перевод: Дхаранидхара дас. «Шри Падма Гаудия Матх».

Даршан взят из книги «Прогулки со святым 2007» издательства Gaudiya Vedanta Publications.

[i] Расатала – Ниже Махаталы располагается планетная система под названием Расатала, которая является обителью демонических сыновей Дити и Дану. Их именуют Пани, Нивата-кавачами, Калейями и Хиранья-пураваши (что значит «те, кто живёт в Хиранья-пуре»). Все они являются врагами полубогов, и все они живут в норах, как змеи. Они с самого рождения обладают необычайным могуществом и жестокостью, и хотя они гордятся своей силой, они всегда терпят поражение от Сударшана-чакры Всевышнего, правящего всеми планетными системами. Когда женщина по имени Сарама, посланник Индры, произносит определённое проклятие, змееподобные демоны Махаталы начинают трепетать от страха перед Индрой.

В писаниях говорится, что некогда между змееподобными демонами и Индрой, царём небес, произошла великая битва. И когда побеждённые демоны встретили Сараму, женщину-посланника, которая произносила мантру, они очень испугались, и поэтому они живут сейчас на планете под названием Расатала. (Выдержка из книги Айраваты даса «Ведическая космология»)

    Хотя данные миры называются подземными райскими, вайшнавы их называют адскими из-за того, что они населены демонами, безбожниками и потому что там нет солнечного света.

[ii] «Царь сказал: О принявший облик быка! Ты, воистину, знаешь религию и твои речи находятся в соответствии с законом, согласно которому то, что уготовано виновному в безбожных поступках, ожидает и того, кто указывает на преступника. Ты не кто иной, как олицетворение религии». («Шримад-Бхагаватам» 1.17.22)

[iii] «О величайший среди людей, очень трудно точно указать того негодяя, который повинен в наших страданиях, так как мы введены в заблуждение разноречивыми мнениями философов-теоретиков. Некоторые философы, отрицающие все виды двойственности, утверждают, что счастье и несчастье живого существа зависят от него самого. Другие говорят, что они зависят от высших сил, третьи утверждают, что они зависят от деятельности, а вульгарные материалисты полагают, что их первопричиной является природа. Есть и такие мыслители, которые считают, что причину страданий невозможно ни выяснить с помощью рассуждений, ни вообразить, ни выразить словами. О мудрец среди царей, составь об этом своё собственное суждение, обдумав все это и прибегнув к помощи своего разума». («Шримад Бхагаватам» 1.17.18-20)

[iv] Нама-абхаса описана в книге «Харинама-чинтамани»: «Подобно тому, как свет солнца рассеивает тьму, Святое Имя рассеивает тьму иллюзии. Однако порой тучи или туман скрывают солнце, и лишь малая доля солнечного света проникает к нам. Точно так же живое существо плотно окутано невежеством и материальными желаниями, и солнце Святого Имени едва пробивается к нему. Поэтому зачастую преданный испытывает лишь часть его могущественного воздействия.

    И хотя мы говорим, что Святое Имя скрылось за облаком анартх (Недостатки, препятствующие духовному развитию. Их сравнивают с облаками и подразделяют на четыре типа: 1) заблуждения в отношения природы Бога, своей собственной природы, конечной цели и способа её достижения (таттва-вибхрама); 2) жажда обладания материальными объектами (асат-тришна); 3) слабость сердца (хридайа-даурбальям); 4) совершение оскорблений (апарадха), в действительности, ничто не может скрыть Святое Имя; на самом деле, анартхи покрывают только чувства обусловленной души. Именно по этой причине иногда мы видим, что Святое Имя сияет в сердце преданного в полную силу, а иногда (из-за обилия там невежества и анартх) воздействие Имени на произносящего его едва заметно

    Знание есть понимание того факта, что Кришна — Господь, живые существа — Его слуги, а материальный мир — Его неодушевленное проявление. Не имеющий ясного понимания этих истин живет под сенью невежества, и в этом кроется одна из причин нама-абхасы, тумана, скрывающего солнце чистого святого имени».

    Вот краткое описание обретаемых благ от повторения нама-абхаса:  «Повторение Святого Имени на стадии нама-абхасы приводит к разрушению всех грехов и достижению освобождения; нама-абхаса полностью уничтожает тлетворное влияние Кали-юги, разрушает болезни, устраняет все беспокойства и дарует умиротворение. Нама-абхаса нейтрализует негативное влияние духов, привидений, демонов и неблагоприятных планет. Даже обитатели адских планет могут обрести спасение благодаря нама-абхасе, ибо она разрушает даже прарабдха-карму, последствия уже совершенных грехов. Нама-абхаса более могущественна, чем чтение Вед, посещение святых мест и множество других видов материальной благочестивой деятельности, называемой карма-кандой».

    В той же книге есть описание того, какой бывает нама-абхаса:

1. «Санкета» означает, что при повторении имени Вишну или Кришны ум человека сосредоточен на каком-либо материальном объекте, или же Святое Имя произносится неосознанно. Примером санкеты первого типа является Аджамила. Его сына звали Нарайана, и когда Аджамила звал его, он думал именно о своем сыне, а не о Господе Вишну. И все же, благодаря нама-абхасе он был спасен от рук ямадутов и в конечном счете достиг Вайкунтхи. Пример санкеты второго типа — явана, воскликнувший «харам» в момент смерти. По счастливому совпадению слоги «ха» и «ра» вместе составляют имя Вишну, и поэтому такой человек имеет шанс обрести освобождение, и поскольку этот вид нама-абхасы менее оскорбителен, сила воздействия в этом случае больше.

2. «Парихаса» означает, что имя Господа произносится в шутку, как это делал Джарасандха; в этом случае произносящий Имя также освобождается из материального мира.

3. Ироническое произнесение святого имени, как это делал Шишупала, называется «стобха», и оно также позволяет человеку разорвать цепи материального существования.

4. Произносящий имя пренебрежительно, без должного почтения, также получает благо. Этот вид нама-абхасы называется «хела». Благодаря ему освобождения достигают млеччхи. Это путь к освобождению для ленивых и материалистичных людей.

    Из четырех приведённых выше видов нама-абхасы наименее оскорбительным является санкета, затем по мере возрастания степени оскорбительности следуют парихаса, стобха и хела.

    Если у человека отсутствует вера в Кришну и Святое Имя произносится по случайному совпадению, в шутку, иронически или с пренебрежением, как описывалось выше, это представляет собой грубую форму нама-абхасы. Если же у человека, обращающегося к Святому Имени, есть истинная вера в Кришну, однако при этом ещё сохраняются анартхи и невежество, это называется шраддха нама-абхасой. И если даже произносящие нама-абхасу без веры обретают освобождение, что говорить о тех, кто произносит нама-абхасу с верой (с шраддхой)? Такая практика очень быстро приведёт к исчезновению всех анартх, ибо благодаря вере влечение к Имени и самбандха-гьяна будут расти всё больше и больше.

    Повторение Святого Имени на стадии нама-абхасы может дать человеку всё, за исключением премы (любви к Богу). Однако шраддха нама-абхаса постепенно приводит к шуддха-наме, чистому Имени. Достигнув чистого Имени и освободившись от анартх, преданный, несомненно, вскоре обретёт кришна-прему (любовь к Кришне).

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...