Быть воистину рядом с гуру

Быть воистину рядом с гуру

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

Пурушоттама-кшетра

Февраль, 2013г.

Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур никогда не разрешал женщинам входить в свою комнату без сопровождения кого-либо, даже своей сестре. Как-то раз его сестра вошла к нему в комнату одна. Шриле Прабхупаде это не понравилось, хотя его сестра была маленькой и годилась ему в дочери. Он обратился к севаку, желая понять, почему тот позволил ей войти. Он сказал: «Несмотря на то, что она моя младшая сестра, она женщина, поэтому вы не должны были разрешать ей входить. Я санньяси, поэтому она могла войти только в сопровождении кого-либо». Шрила Прабхупада не только говорил об этом этикете, но и показывал его на собственном примере. Махапрабху учил:

на дханам на джанам на сундарим

кавитам ва джагадиша камайе

мама джанмани джанманишваре

бхаватад бхактир ахаитуки твайи

 

«Мне не нужны ни богатства, ни женщины, ни последователи, ни мирская гьяна или мукти. Я желаю лишь беспримесного бхагават-бхакти. Поклонение лотосным стопам Моего Господина жизнь за жизнью – это всё!» («Шикшаштака», стих 4).

 

Многие старшие санньяси нашей гуру-варги не позволяли женщинам касаться их стоп. Однажды одна матаджи спросила Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура: «Если я не могу касаться ваших стоп, то могу ли я поклоняться вашей фотографии?» На это Шрила Прабхупада ответил: «Нет, ты женщина, поэтому не стоит». Эта матаджи взмолилась: «Почему вы не позволяете мне это делать?!» И Шрила Прабхупада ответил: «Только после того, как я оставлю этот мир, ты можешь начать поклонение. Когда меня не будет, станет понятно, насколько сильна твоя вера и желание служить. Люди касаются стоп вайшнавов без понимания значимости этого. Только когда я не буду внешне проявлен в этом мире, ты сможешь осознать, насколько искренни твои чувства и реально моё присутствие в изображении».

Гуру Махарадж никогда не позволял относиться небрежно к фотографиям гуру и Божеств. Перед их изображениями нельзя с кем-то ругаться или на кого-то гневаться, поскольку изображение неотлично от Божества. Если вы совершаете подобные оскорбления в комнате, где висят изображения Божеств и вайшнавов, значит, вы не выражаете уважение к своему гуру и не понимаете, что его изображение неотлично от него. Какая необходимость везде развешивать божественные изображения, если их духовная природа не осознаётся?!

Вопрос: Одним из десяти оскорблений святого имени является невнимательность. Считается ли оскорблением, когда святое имя произноситься без особой нужды? Например, преданный, что-то делая в суете, произносит: «Харе Кришна, Хари Бол?»

Шрила Бхарати Махарадж: Это не оскорбление, но и не шуддха-нама. Однажды мой духовный брат пришёл ко мне и спросил о моём здоровье. Я попросил его, чтобы он больше не задавал вопросы о моём здоровье. В то время, когда я говорю о Кришне и Его преданных, я живу, а когда я не могу рассказывать о них, то умираю. Таково моё здоровье. Несмотря на то, что в моём теле есть болезнь, мой разум полностью ясен и здоров. Когда Бхагаван позовёт меня, я тут же пойду с великим счастьем, до этого я буду в ясном сознании. Кришна в «Бхагавад-гите» (8.5) говорит:

анта-кале ча мам эва смаран муктва калеварам

йах прайати са мад-бхавам йати настй атра самшайах

 

«Тот, кто в конце жизни, оставляя тело, помнит обо Мне одном, тотчас же достигает Моей обители. В этом нет и не может быть никаких сомнений». Однако это утверждение не относится к преданным, находящимся на высоком уровне. Так как внешне, с медицинской точки зрения, они могут быть без сознания, но кто понимает, где их сознание пребывает в этот момент времени?! Доктор не сможет вам этого сказать, он не знает, где сознание преданного, и что он сейчас делает.

В Ассаме жила одна преданная, которая очень болела. Она ничего не ела и не пила. Однако если кто-то подходил к ней с водой Ганги, говоря: «Ганга джал!» — она открывала рот и принимала воду, также она принимала чаранамриту. В остальное время она не слышала людей и не принимала от них подношений, она оставалась безучастной. Сын этой матаджи пришёл к нашему Гурудеву и, рассказав о состоянии своей матери, спросил: «Что мне делать? Я не могу видеть, как она ничего не ест и не пьёт, мне кажется, что она страдает. Правильно ли не беспокоить её?» Гуру Махарадж посоветовал, чтобы его мать слушала «Шримад-Бхагаватам» от человека, который понимает его суть. Сын этой женщины понимал, что найти такую личность будет очень тяжело, поэтому стал просить Гурудева отправится с ним. Гуру Махарадж ответил: «Я не смогу поехать сам, но я организую преданных от своего имени, которые завтра утром приедут в твой дом». На следующий день должен был поехать Кешава Прабху (один из учеников Шрилы Прабхупады). Однако когда за ним приехала машина, его не оказалось, так как он вместе с Кришнадасом Бабаджи Махараджем и другими преданными уехал на общественную программу. Гуру Махарадж был вынужден поехать сам. Он приехал в дом той матаджи и стал громко цитировать «Шримад-Бхагаватам» так, чтобы женщина смогла услышать. Затем он дал ей чаранамриту и маха-прасад. На следующий день сын этой женщины не пришёл в храм, хотя обычно он приходил каждый день, чтобы слушать катху нашего Гурудева. Гуру Махарадж поинтересовался: «Где сейчас находится этот преданный?» Ему сообщили, что мать того Прабху оставила тело, поэтому он занят погребальными обрядами. Эта матаджи оставила тело в самый благоприятный момент, после того, как услышала «Бхагаватам», тем самым получив огромное благо. Что же говорить о том благе, которое человек получит, постоянно слушая и памятуя «Шримад-Бхагаватам»?!

нитйам бхагаватам йас ту пуранам патхате нарах

пратйакшарам бхавет тасйа капила-данаджам пхалам

шлокардхам шлока-падам ва нитйам бхагаватодбхавам

патхет шриноти ва бхактйа го-сахасрам пхалам лабхет

йа патхет прайато нитйам шлокам бхагаватам муне

аштадаша-пурананам пхалам прапноти манавах

«Тот, кто регулярно повторяет «Шримад-Бхагаватам», обретает благо от пожертвования бурой коровы с каждым произнесённым звуком. Просто с почтением слушая или повторяя даже половину или четверть шлоки «Шримад-Бхагаватам», человек получает благо от пожертвования тысячи коров. О мудрец, тот, кто повторяет  стихи «Шримад-Бхагаватам» каждый день с чистым сердцем, обретает благо от изучения всех восемнадцати Пуран» («Хари-бхакти-виласа», 10.387-389).

Внешне человек может оставить своё тело в бессознательном состоянии. Однако кто может знать, где его сознание?!

Один человек, который проживал между Харидваром и Дели, пришёл к нашему Шриле Гурудеву и сказал: «Мой отец оставил тело, но он постоянно является передо мной и просит освободить его. Я спрашивал совета у многих брахманов и выполнял все их указания, но ничего не помогло. Он по-прежнему приходит ко мне». Гуру Махарадж ответил: «Ты должен организовать харинама-санкиртану в своём доме в течение одного месяца». Этот человек спросил: «Кто будет совершать санкиртану?» Гуру Махарадж сказал: «Те, кто живёт с тобой, пусть совершают санкиртану, и ты увидишь, постепенно всё наладиться». Спустя пятнадцать дней этот человек пришёл к Гуруджи, рассказав, что его отец больше не является, хотя не прошло даже месяца. После этого случая мужчина поверил в могущество святого имени и принял посвящение у нашего Гурудева. Представляете, каково могущество святого имени, если даже человек, который не имел большой веры и не был инициирован, получил такой результат! Что же говорить о человеке, который получил святое имя от чистого преданного и воспевает его с полной верой?! Такой человек никогда не может быть без сознания.

 Когда Шрила Ишвара Пурипад служил Шриле Мадхавендре Пури, убирая его комнату и стирая его одежду, тот всё время находился в глубокой медитации. Однако Ишвара Пури не думал, что его Гурудев без сознания. Когда речь идёт о чистом преданном, нельзя считать, что он пребывает в бессознательном состоянии, такого с ним просто не может происходить.

Шьямарани Диди: В истории Гаудия-вайшнавов мы часто можем наблюдать, что люди, которые служили ачарье и постоянно находились рядом с ним, часто показывают не совсем правильное поведение после его ухода, хотя их Гурудев выражал к ним свою особую привязанность. Например, Ананта Васудев, который был близок со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. У Шрилы Бхактиведанты Свами было так много приближённых учеников, но где они сейчас? Как же так получается, что люди, которые постоянно находятся рядом с садху и показывают наибольшую привязанность к нему, потом создают больше всего проблем? Почему ачарья допускает такие ситуации, которые беспокоят нас?

Шрила Бхарати Махарадж: В «Бхагават-патрике» есть одна статья Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами, в которой говориться о тех, кто не следует поведению вайшнавов, после того, как ачарья уходит. Это значит, что такой ученик не способен был понять своего Гурудева. Внешне ачарья может показывать проявление большой милости, но важно то, что остаётся внутри. Не правильно думать, что садху кого-то любит больше, а кого-то меньше. Шрила Прабхупада в своей статье «Амар прабху катха» упоминает: «Вокруг Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа было много разных людей. Он был очень дружелюбен к ним, обсуждая с ними разные темы. Когда же приходил я, то мне было трудно понять, как он ко мне настроен. Внешне он выражал равнодушие. Однако те, с кем он дружелюбно общался, в действительности не принимали его внутри своего сердца. Иначе в них проявился бы дух служения и любви к вайшнавам, а затем отречение от наслаждений этого мира. Поскольку я не видел этого в них, то понял: несмотря на то, что внешне они имели дружественные отношения со Шрилой Бабаджи Махараджем, внутри они не следовали ему. Его отношения с ними были поверхностными. Только те, кто перенял настроение служения Шрилы Бабаджи Махараджа, имели по-настоящему близкие отношения с ним».

Шьямарани Диди: Почему ачарья показывает всем, что человек, который служит ему и находится рядом, очень близок для него?

Шрила Бхарати Махарадж: Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж называет таких людей данавами, демоническими натурами. Он говорит, что благодаря поведению таких демонов, Прабхупада показал всему миру, что физическое пребывание с подлинным гуру вовсе не значит близость с ним. По-настоящему может служить гуру только тот, кто следует стиху:

на дханам на джанам на сундарим

кавитам ва джагадиша камае

мама джанмани джаиманишваре

бхавагад бхактир ахайтуки тваи

 

«О Господь Вселенной! Я не желаю богатства, последователей или бесполезных друзей, прекрасной женщины, или наслаждения прекрасной поэзией! Всё, что я желаю, это беспричинной преданности Тебе рождение за рождением!» («Шикшаштака», стих 4).

Если кто-то остаётся с ачарьей, имея желание славы, почести, положения, то такой человек не поймёт сердце вайшнава. Так ачарья показывает всем: «Посмотрите, сначала они были рядом со мной, каково же теперь их положение». С другой стороны, такое случается далеко не всегда. Мой Гурудев, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, Шрила Пури Махарадж и многие другие имели близкие отношения со Шрилой Прабхупадой, и мы видим, насколько возвышено их положение, поэтому существуют разные примеры. Внешнее общение не стоит считать истинным общением.

Лилия и луна, лотос и солнце, облака и павлины – все они находятся далеко друг от друга, но они считаются друзьями, потому что в сердце принимают друг друга. Например, рядом с лотосом может быть множество лягушек, которые обнимают его за стебель, запрыгивают на него, но всё же лотос не считается другом лягушек, лотос – друг солнца. Истинное отношение заключается в следовании учению и поведению нашей гуру-варги (вичара-дхара). Такое общение считается истинным. Шрила Рупа Госвами жил вдалеке от Шримана Махапрабху и внешне они близко общались совсем недолго, но при этом Шри Рупа прославляется нами:

шри-чаитанйа-мано-‘бхиштам стхапитам йена бху-тале

свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

 

«Когда Шри Рупа Госвами даст мне прибежище у своих лотосных стоп? Поняв сокровенное желание Махапрабху, он положил начало Его миссии в этом мире, и потому он очень дорог Господу».

Рупа Госвами смог проникнуть в сердце Шримана Махапрабху, не будучи ограниченным расстоянием.   

Другой пример — Шрила Рагхунатха дас Госвами, который провёл много времени в общении со Шри Чайтаньей Махапрабху. Шестнадцать лет он физически находился рядом с Господом и смог глубоко понять учение Шримана Махапрабху и следовать Ему. Эти примеры показывают, что можно развить отношения с вайшнавом как вблизи, так и вдали. Если же нет правильного настроения, то вне зависимости от расстояния, вы не сможете получить истинного общения.

Набор текста: Манохари д.д.

Редакция: Ари Мардан д. Шамали д.д.

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...