Божественные изречения Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махараджа

Божественные изречения

108 поучительных высказываний

Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

Часть 1

 

МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР

1. Материальное никогда не может стать источником счастья. Наша сделка с миром смерти не способна удовлетворить нас; она приведет лишь к потере наших сил.

2. Сейчас мы на чужбине, а ум наш увлечен посторонними предметами. Мы беспомощно кидаемся из стороны в сторону. Единственная наша надежда – милость посланников Бога.

3. Там, где присутствуют четыре недруга: джанма, мритью, джара, вьядхи – рождение, смерть, старость и болезни, не может быть никакого подлинного счастья.

4. Мы не принадлежим этому вероломному миру. Нам противно его вероломство, опьяняющее нас и заставляющее жить на пропитанной предательством земле. То, что сейчас представляет собой нечто, через мгновение станет ничем. Мы должны оставить это и стремиться к чему-то реальному, к сат, чит, ананде – вечному бытию, неоскверненному сознанию, и, наконец, к тому, что удовлетворит все наши глубинные потребности, захватит собой все наше существо.

5. Созидание, разрушение, созидание, разрушение – и так без конца в этом мире ложного понимания. Но в то же самое время существует иной мир, который вечен. Нам необходимо попасть туда, обрести свой дом там, где никто не оказывается в пасти смерти, где нет страданий.

6. «Я должен попытаться освободиться от моих нынешних страданий и вопрошать о мире, где мог бы жить счастливо». Придя к такому заключению, мы будем искать истинного посредника этого высшего мира и советоваться с ним о том, как можно освободиться от нынешнего нежелательного окружения.

7. Мы – крошечные души, и многое кажется нам чудесным. Йоги и мистики могут явить множество чудес и привлечь нас ими. Крошечную душу легко пленить всевозможными чудесами. В мире много могущественных чудотворцев. Не дай нам Бог попасться им в руки.

8. Будучи бесконечно малыми, должны ли мы думать, что бесконечное контролируется нами, и что лишь благодаря нам все происходит? Это самое извращенное и отвратительное из всего, что можно вообразить, и мы страдаем от этой болезни.

9. Этот мир всецело относителен. Мы не должны позволять себе подпадать под влияние пессимизма из-за любых, происходящих здесь событий. Мы должны уверенно продвигаться вперед в нашем движении по направлению к Истине. Мы можем потерпеть поражение в любое время и в любом месте, но это не имеет никакого значения. Возможно, такова воля нашего Повелителя. Но, как бы то ни было, у нас нет никакой иной альтернативы, кроме как пытаться обрести Его милость, Его благоволение.

ЗНАНИЕ

10. Неправильно стремиться узнать все о Божественном. Знание может обладать определенной ценностью здесь, в этом мире, но относительно трансцендентной истины высочайшего уровня стремление познать все – это дисквалификация.

11. То, что мы считаем «общепринятым понятием о чистоте», то, что мы воспринимаем как знание, – все это дисквалификация в доставлении удовлетворения Абсолюту.

12. Иногда разумное обоснование, логика и анализ необходимы, но только для того, чтобы проповедовать обычным людям, обладающим более низким уровнем понимания. Но когда преданность становится спонтанной, анурага, тогда и разум, и писания начинают занимать второстепенное положение. Здесь нет места аргументации священных писаний. До известного предела разум необходим для нашего развития – вплоть до ваидхибхакти, начальных уровней преданного служения. Но затем он становится совершенно ненужным.

ПОИСК

13. Кришна утверждает: сарва дхарма паритйаджйа мам экам шаранам враджа [«Оставь все виды религий и просто предайся Мне» («Бхагавад-гита», 18.66)]. Мы должны устремляться в любом направлении, где бы ни увидели Его. Направление может меняться. Наш путь может быть зигзагообразным, но если Кришна появляется с другой стороны, я должен кинуться туда. Он вновь появляется с этой стороны – значит, я должен устремиться сюда. Меня интересует только Он. Я не должен подвергать сомнению Его присутствие: «Почему это Кришна появился здесь, с этой стороны?» Нет. Если я искренне чувствую, что это нечто подлинное, нечто настоящее, то должен перейти на эту сторону, на сторону Кришны.

14. Если сознание общества препятствует развитию сознания Бога, подобное общество следует оставить.

СОЗНАНИЕ КРИШНЫ

15. Что такое сознание Кришны? Сознание Кришны – это подлинная любовь и красота.

16. Миром должны править подлинная любовь и красота, а не эгоизм и эксплуатация. Тому, кто хоть немного воспринял подлинное сознание Кришны, успех в духовной жизни гарантирован; не сегодня, так завтра.

17. Мы можем разочароваться, однако сознание Кришны никогда не оставит нас. Кришна будет упорно добиваться победы, и наступит момент, когда Он одержит ее. А все остальное, – неважно, как прочно оно укрепилось в нашем сердце, – уйдет прочь.

18. Реальность означает полностью развитый теизм – сознание Кришны – место, где ограниченное заключает в свои объятия все Безграничное. Безграничное нисходит для того, чтобы призвать, чтобы без остатка заключить в Свои объятия ограниченное, и это место – Вриндаван. Таков полностью развитый теизм: через сознание Кришны любая незначительная частичка ограниченного может ощутить блаженные объятия всего Безграничного.

19. Мы сознание, и мы предназначены для сознания Кришны, – таковы наши взаимоотношения. Мы должны всегда помнить об этом. Мы связаны с сознанием Кришны. Мы – жители мира сознания Кришны. Но мы начали скитаться по чужой земле мирского сознания, майика, ложного восприятия, думая, что мы частички этого материального мира, но это не так.

20. Сознание Кришны – высочайшая благотворительность. Наш Гуру Махарадж [Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур] обычно говорил, что этот мир изголодался по кришна-катхе. Мир страдает от недостатка сознания Кришны, бесед о Кришне и кришна-киртана.

21. Для того чтобы обрести сознание Кришны, не надо быть ни очень мудрым, ни очень энергичным, не нужно иметь в своем распоряжении великое богатство или могущество, – требуется только обладать необыкновенно горячим стремлением к обретению Кришны. Постепенно обнаружится определенная сладость, определенный вкус к Его словам и Его деяниям, если, конечно же, слушать о Нем из авторитетного источника, от истинного святого. Этот вкус будет постепенно возносить такую душу все выше и выше – до высочайшего уровня.

22. Осознанно или неосознанно, каждая душа занимается поисками божественной любви. И, тем не менее, различные виды препятствий возникают для того, чтобы поколебать нашу решимость. Но сердце не удовлетворится до тех пор, пока не достигнет цели. Однажды начавшись, наше путешествие к Кришне никогда и нигде не может быть остановлено. Это всего лишь вопрос времени: может пройти очень, очень много времени, могут пролететь целые века, но мы обязательно в конечном итоге достигнем цели.

23. Помогая другим, мы помогаем себе; мы помогаем себе, культивируя нашу собственную удачу и веру. Не только другие получат благо от совершения киртана, но и мы также обретем вечное благо.

24. Повествования о Кришне подобны божественному нектару. Оттого не оставляйте это занятие, не прекращайте раздавать сознание Кришны, и вы сами будете получать его в изобилии. Оно будет нисходить свыше. Если вы будете искренне распространять сознание Кришны, ваш собственный капитал никогда не оскудеет. Вам будет дан новый капитал: столько, сколько сумеете дать другим. Вы будете получать его из неиссякаемой сокровищницы. Поэтому – не останавливайтесь!

25. Мы должны сказать «нет» своей интеллектуальности, амбициям и мирским устремлениям. Во всем этом нет необходимости. Это лишь погоня за ветром. Никогда это не поможет нам достичь своей цели. Сердце отвергнет это. Итак, мы должны пытаться обнаружить то естественное, что никак не может быть приобретено как результат какой бы то ни было длительной программы исследований. Это нечто совершенно естественное. Мы должны лишь избавиться и проститься навеки с гнездящейся в нас неискренностью.

ВЕРА

26. Когда мы разорвем связь со всеми проявлениями чувственного опыта, мы будем жить только верой. Когда все богатство нашего опыта начнет обманывать нас и предавать, нашим единственным спасением станет вера.

27. Таков мир опыта: здесь все ведет в могилу. Но вера не предаст. Она останется внутри, вместе с душой, и подарит ей надежду, цель и живительную силу. Что это за сила? Тепло родного дома. Домой, к Богу!

28. Отбрось все, стремись обрести только веру и ты получишь все. Не требуй никаких доказательств, ибо это низко. Выискивать доказательства того, что Он существует, – низость. Кто обладает глубокой верой, тот уже знает: «Да, Он существует».

29. Кто обладает верой в вайшнавов, тот обретет подлинную преданность.

30. Ом означает большое «да» – то, что ты ищешь, действительно существует; то, чего ты жаждешь в глубине сердца, действительно существует.

31. Вера – единственное средство, благодаря которому мы можем увидеть, услышать или почувствовать высший мир; в противном случае, все это для нас полностью лишено смысла. Для того чтобы постичь тот уровень, необходимо внутреннее пробуждение. Связать себя с высшим миром можно только через высший источник. Потому дивья-гьянам, знание с высшего уровня, – не обыкновенное знание. Оно трансцендентно и находится за пределами деятельности ума, чувств и ощущений.

32. Мы не можем приблизиться к Кришне через восходящий процесс, но Он может низойти на наш уровень для того, чтобы открыть Себя. Необходимо понять это очень важное фундаментальное положение: Он может низойти к нам, и только благодаря вере мы можем прийти к Нему.

33. Вера не имеет никакой связи с так называемой реальностью этого мира. Она совершенно независима. Существует мир, который управляется исключительно верой (шраддха-майам-локан). Там вера – это все, она всеохватывающа и безгранична. В мире веры все может оказаться истинным по сладостной воле Господа.

34. Не позволяйте процессу спора завладеть вами. Логическая аргументация – не самое важное; это не то, к чему следует обращаться для выяснения каждого вопроса веры.

ГУРУ

35. Необходимо обрести общение с подлинно реализованной душой, и тогда все встанет на свои места. Царь садху – это истинный гуру.

36. Гуру – врач высшей квалификации. Мы осознаем его уровень тогда, когда сможем увидеть ту подлинную реальность, о которой он говорит.

37. Нежное прикосновение милосердной руки шри гуру может иссушить нескончаемые слезы, струящиеся из всех плачущих глаз.

38. Господь, в ответ на наше искреннее желание встретиться с Ним, отправляет Своего представителя в облике истинного гуру, чтобы утолить нашу жажду высшей истины. Мы должны видеть его как представителя Бога.

СВЯТОЕ ИМЯ

39. Когда Кришна входит в сердце через слух, Он покоряет лотос сердца и постепенно заставляет всю грязь исчезнуть. Подобно тому, как вода становится чистой с приходом осени, так же и, когда Кришна входит в наше сердце, все нечистоты постепенно исчезают, лишь один Кришна остается там навсегда.

40. Обычный звук имени и звук, произнесенный чистым преданным Бога, приходят с разных планов. Различие во внутреннем могуществе. Святое имя нисходит из духовного мира и раскрывает Себя, танцуя на языке. Трансцендентный звук святого имени неразрывно связан с Личностью, которую Он представляет.

41. Если мы изо всех сил не желаем меняться и придерживаемся нашей прежней жизни, то это оскорбление против имени Бога: мы приглашаем Его, а затем ни во что не ставим.

42. Не следует считать святое имя чужим: Имя Бога – наш самый лучший друг. С Ним мы обретем полный душевный покой.

43. Мы должны обращаться к имени Бога с нежным, любящим чувством. Святое имя – единственный объект нашей любви. Это наш друг, мы должны научиться доверять имени Всевышнего. Святое имя обязательно приведет нас домой; мы не окажемся на чужбине.

44. Киртана означает не только громкое воспевание, но и проповедь. А проповедь означает бой с оппозицией. Киртана будет бороться со всеми обычными вибрациями, распространяемыми в этом мире тонких и грубых волн.

45. Невозможно достичь цели всего лишь увеличением количества имен, которые мы повторяем; лишь повышая качество воспевания, можно достичь успеха.

46. Наше воспевание святого имени Кришны должно быть пронизано настроением служения, стремлением удовлетворить Кришну.

47. Для того чтобы быть действенным, звук святого имени Кришны должен обладать божественным качеством. Святое имя Кришны, которое безгранично, сможет полностью уничтожить все нежелательное внутри нас; но произносимое имя Всевышнего должно быть насыщено истинным духовным пониманием. Оно не должно быть всего лишь физической имитацией, произведенной только при помощи губ и языка.

48. Святое имя должно быть насыщено подлинной духовностью, а не какими бы то ни было мирскими сантиментами.

49. Просто слово «Кришна» – это не святое имя. Важно значение этого звука и глубина восприятия, глубокое проникновение в значение этого имени. Все перечисленное – наиболее важный фактор в процессе достижения нашей цели.

50. Чистое имя абсолютно не отлично от Кришны, но оно нисходит на наш уровень только по Его милости. Мы не сможем произнести его, просто двигая языком и губами. Чистое имя Кришны – не что-то поверхностное, но оно исходит из самого сердца. И в конечном итоге оно превосходит уровень сердца и достигает обители Кришны. Когда Кришна нисходит сюда, Имя Кришны проходит через сердце и начинает приводить в движение наши губы и язык. Эта звуковая вибрация и есть святое имя Кришны, кришна-нам.

51. Святое имя не производится нашими чувствами. Это можно осознать только тогда, когда мы приближаемся в нему в умонастроении очень интенсивного служения. Тогда Кришна Сам может низойти по Своей милости, привлеченный нашим умонастроением служения. Тогда Он может повлиять на нас и породить трансцендентный звук и танец в пределах этого материального плана существования. Это и есть святое имя, вайкунтха-нам, подлинное имя Кришны. Мы не можем воспроизвести Его своими губами.

52. Звук, который мы порождаем своими физическими органами чувств или умом, – не Кришна. Он абсолютно независим от любого звука, который мы можем произвести, и, тем не менее, поскольку Он контролирует всё, Он может появиться где угодно, в любой форме, на любом плане и в любом звуке.

Конец 1 части