Баул Сангит

Баул Сангит

«Песни безумца»

— Шрила Бхактивинода Тхакур —

Введение к «Баул-сангит»

 Следующий сборник стихов был написан Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, когда ему было 55 лет. В те времена, как, впрочем, и сегодня, на территории всей Индии было множество людей, практиковавших так называемое бхакти. Были среди них и те, которые, не занимаясь возвышенной и чистой практикой преданного служения, формально вели себя как святые. Прикрываясь личиной святости, они скрывали свои материальные пристрастия. Это серьёзным образом беспокоило Шрилу Бхактивиноду Тхакура, и по этой причине он в 1893 году написал «Баул сангит». Целью этой работы было раскрыть людям глаза на псевдо-преданных Бога, которые наводнили своим присутствием территорию Индии и причинили обычным людям много беспокойств. Такое поведение подрывало статус чистого вайшнавизма. Шрила Бхактивинода Тхакур радел о статусе и возрождении Гаудия-вайшнавизма. Он чувствовал ответственность перед Шри Чайтаньей, Махапрабху, поскольку понимал, что в его силах говорить о высоких истинах и что он обязан предупреждать наивных людей об опасности сектантства.

 Целью двенадцати стихов из этого сборника было обезопасить простолюдинов от так называемых служителей Бога. Обычные люди не были сведущи в тонкостях сиддханты и доверяли недостойным уважения «представителям Бога». В связи с этим возникла необходимость раскрыть ошибки тех, кто раньше времени принял образ жизни святых людей, несмотря на отсутствие у них должного духовного уровня, то есть адхикары.

 Баулом называют святого, который черпает блаженство от глубоких отношений с Господом. Однако тот, кто не созрел до непосредственных и полноценных отношений с Богом, не должен имитировать поведение святого человека. Такая имитация не приведёт ни к чему хорошему. Более того, результатом такой имитации является падение в духовной жизни. Вследствие такого «богослужения» душа будет далеко отброшена от общения с верующими людьми на многие жизни и по этой причине ещё долго не получит доступа к трансцендентному счастью, кришнананде.

 Термин «баул» буквально означает – «безумный». Фактически речь идёт о тех святых, которые, согласно атеистическим взглядам, выглядят полными безумцами. Часто даже преданные начинающего уровня не могут понять действий таких возвышенных слуг Господа. Возвышенная любовь к Богу делает святых в некотором смысле неадекватными по отношению к миру майи. Однако такая неадекватность присуща тем, кто достиг самых больших высот в бхакти. Такие святые встречаются крайне редко, об этом говорит Сам Шри Кришна в «Гите» (7.19) – са махатма су-дурлабхах.

 Дхармарадж, божество смерти, также говорит о редкости настоящего святого («Катха-упанишад», 1.2.7): ашчарйо сйа вакта кушало сйа лабдха. Словом ашчарья он называет того человека, который изумляет тем, что реализовал в собственной практике знание о душе и о Боге, а также тем, что редко встречается в жизни среди огромной массы людей всей земли. Словом баул не следует называть тех, кто не дорос до такой высочайшей святости. Движимые ложным эго, незрелые души, встретившись с различными духовными практиками, желают выделиться из общей толпы и занять положение баула, санньяси, садху или гуру.

 В мире живут и настоящие баулы, такие как Шрила Бхактивинода Тхакур. Для блага человечества они выводят на чистую воду мошенников, паразитирующих на обществе людей, обманывая их и обирая. Освящая проблемы в духовном сообществе, необходимо показывать, чем именно трансцендентный идеал отличается от имитации. Цель этого – сохранение у людей веры в настоящих святых и надежды на спасение через их милость.

Можно было бы посчитать Шрилу Бхактивинода Тхакура критиком и человеком, который сосредоточен на «испражнениях» этого мира, не желающим видеть «нектар». Однако следует знать, что позитивная критика важна не в меньшей степени, чем благие нравоучения приятные для ума. Ш.Бхактивинода Тхакур пишет:

«Существуют три вида благих намерений для критики:

1)      намерение разобраться в чьих либо грехах благоприятно, если возникает из пожелания высшего блага этой личности;

2)      анализ чужих ошибок будет причислен к благоприятным действиям, если нашим мотивом является благо всего мира;

3)      и наконец, размышление над недостатками других ради собственного духовного благополучия тоже благоприятно».

 Шрила Бхактивинода Тхакур своей работой «Баул сангит» помогает начинающим верующим людям разобраться, кто является святым, а кто только прикрывается святостью, ведя хищнический образ жизни. Для выполнения этой задачи великий ачарья принимает псевдоним Чанд Баул и пишет свои песни на языке простых людей, не прибегая к изыскам вайшнавской философии и научности в построении текста. Язык его двенадцати бенгальских песен диалектический. Ш.Бхактивинода Тхакур специально выстраивает тексты своих песен для более широкого распространения миссии и учения Господа Чайтаньи.

 Традиционно баулы, подобно санньяси, путешествовали. Из-за их широкого распространения время от времени из разных мест поступали жалобы от людей, которые сетовали на их поведение. Было совершенно очевидно, что эти страдания были вызваны нарушением духовных принципов, описанных в священных писаниях. Именно об этом говорит «Нарада-панчаратра»:

шрути-смрити-пуранади-панчаратра-видхим вина

аикантики харер бхактир утпатайаива калпате 

«Если человек не следует чётко указаниям шастр, он приносит лишь беспокойства в обществе».

 Практика псевдо-баулов (лже-святых) имеет характерные признаки, ниже перечислены некоторые из них. Они:

1)     верят, что сексуальные связи с противоположным полом поднимут их на вершину богореализации. Такая традиция у них связана с сахаджаяной и тантрическим сексом. Они постоянно меняют партнёров;

2)     считают, что материальное тело уже содержит в себе все высокие состояния, включая маха-бхаву. Они думают, что если чего-то нет в материальном теле, то этого нет нигде. Они почитают тело как дух;

3)     отрицают приемлемость в духовной практике божественных изваяний (арча-виграхи), иконографии (алекхьи);

4)     они признают гуру единственным внешним объектом для поклонения;

5)     искусственно занимаются синкретизмом, смешивают философию и практику разных религий и учений: тантризм, алхимию, имперсонализм, масульманство, вайшнавизм и пр.;

6)     открыто употребляют гашиш, обосновывая это пристрастие тем, что это им якобы помогает контролировать свой ум;

7)     пишут книги, искажая подлинный смысл Вед и историю прошлого, подгоняя тексты к своим мирским пристрастиям;

8)     поют и сочиняют песни о расе и бхаве, возвышенной любви к Богу, не смотря на то, что сами далеки от этого чувства.

 Баулы представляют собой отдельную апа-сампрадаю. Словом (баул) называли любых истинных святых, а также ярких представителей всех тринадцати ложных школ самоосознания, которые активно действовали на территории Индии в конце девятнадцатого века.

 В современных сообществах верующих людей также есть похожие отклонения. Это связано с тем, что принципы влияния ложного эго на душу совершенно одни и те же, независимо от нации, места или пола. Именно по этой причине «Баул сангит» актуален для всех и будет полезен в любом сообществе верующих людей.

 Принципы бхакти-йоги привлекают людей по всему миру, и по этой причине вполне можно ожидать, что в условиях отрыва от «живой» садху-санги появятся те, кто будет практиковать своё служение Богу, перемешав его с ложными представлениями и выдумками. Даже сейчас, в наше время, подобное уже происходит в некоторых духовных сообществах, где лидеры, не имея достаточного духовного образования и верности высоким идеалам Гаудия-вайшнавизма, пытаются демонстрировать своё «бхакти».

Лжесвятые выдают себя за очень продвинутых учителей и обманывают своих последователей так называемыми откровениями, полученными якобы напрямую от Бога или во сне. Не редко такие лидеры выдают себя за уттама— или мадхьяма-адхикари, несмотря на то, что даже не понимают, какие именно признаки соответствуют тому или иному духовному уровню, а некоторые из них даже не имеют должного посвящения. Инициировавшись у тех, кто не является сат-гуру эти «наставники» думают, что для обмана публики этого будет достаточно.

Ныне в сети интернета проповедуют различного рода безумцы, которые, даже не имея духовного посвящения, распространяются на темы интимной жизни вечных спутников Шри Кришны. Такие «проповедники» являются современными представителями сахаджаяны, которые считают, что их выдумки достойны внимания. Ни они, ни те, кто их принимают, как выяснилось, не имеют ни малейшего представления о том, что самые сокровенные темы не выносят на широкую публику. Более того, спекулятивные размышления об ади-расе приводят лишь к дальнейшему безумию и падению в адские условия существования. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что такая «преданность» не приведёт к Шри Кришне во Вриндаван. Результатом будет только выдуманное и временное счастье, совершенно далёкое от истинной духовной реальности, приводящей к премананде – чистому духовному блаженству. В шестой песне «Баул сангит» он говорит о выдуманных (мана) лже-баулами бананах, мана-коле, и о том, как они наслаждаются ими. Эти бананы эфемерны, а потому не имеют никакой реальной ценности. Выдуманная и не полноценная практика порождает соответствующие результаты.

 Критическое содержание песен «Баул сангит» схоже с критическим содержанием «Пракрита-раса шата-душини» («Сто предостережений против мирской расы»), которую написал в 1916 году Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Это произведение уже известно русскоязычным читателям с 1997 года. В этой работе Шрила Сиддханта Сарасвати пишет:

пракрита джадера бхоге кришна-сева хайа на

джада-васту кона-о кале апракрита хайа на 

 

«Только лицемер назовёт чувственные утехи преданным служением Господу, которые в действительности не сочетаемы. Материальному никогда не стать духовным» (5).

сиддханта вихина хоиле кришне читта лаге на
самбандха-хинера кабху абхидейа хайа на

самбандха-вихина джана прайоджана пайа на
ку-сиддханте вйаста джана кришна-сева коре на

сиддханта-аласа джана анартха то чхаде на

джаде кришна бхрама кори кришна-сева коре на

 

«Если в сердце у человека отсутствует знание, данное Господом и истинными ачарьями прошлого о духовной практике, то в таком сердце никогда не поселится Шри Кришна. Поэтому, находясь вне самбандхи, такой человек не способен на настоящее преданное служение, абхидхейу. Не имея в сердце самбандха-гьяны, према-бхакти становится недоступной. Кто имеет своё личное понимание и восприятие духовной жизни, отличное от того, что излагается в шастрах, попросту одурачен. Такой человек даже если и думает, что занимается служением Богу, в действительности даже не приблизился к совершению бхакти. Пытающийся заниматься кришна-севой и не радеющий о своём духовном образовании и желающий сохранять невежество и похоть в своей духовной жизни никогда не освободится от анартх, мешающих ему на пути к Кришне. Воспринимая Господа ограниченным образом, такой человек не сможет удовлетворить Шри Кришну своим служением» (26-28).

анартха тхакара кале раса-гана коре на

анартха тхакара кале сиддхи-лабдха боле на 

 

«Если в сердце гнездятся анартхи — будьте честны перед собой: не пойте песен о чистой расе, не воображайте, что уже совершенны» (49).

 В жизни у всего должно быть своё место, и каждый должен занимать ту позицию, которая соответствует его внутреннему уровню. Каждое развитие имеет свою поступенчатую (крама) природу. Пытаясь обогнуть эти законы, некоторые недобросовестные люди стараются взять на себя обязанности, которые не в силах вынести. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит о преждевременном отречении от мира без соответствующих на то способностей. Это описано в одиннадцатой песне «Баул сангит». Словосочетание акала бхека указывает на незрелое отречение. Такое отречение не имеет настоящей пользы для тех, кто не имеет достаточной преданности божественному идеалу, представленному в словах сиддха-пуруш, совершенных душ. Рано или поздно, будучи подобным тыкве, акала-кушманде, ставшей оранжевого цвета не в свой сезон, человек, принявший обет отречения от мира, начнёт мучиться, занимая не своё положение, а позже духовно падёт, опозорив своего гуру, школу, учение и Бога. Согласно ведической традиции, такие ранние тыквы не используются для предложения Богу на алтаре или в жертвоприношениях. Также и тот, кто принимает отречение от мира или выставляет себя отречённым не будучи таковым на самом деле, по сути бесполезен для настоящего божественного служения. Акала-кушмандой часто также называют бесполезного и глупого человека.

 Таким образом, «Баул сангит» выступает для читателя своего рода предупреждением о том, какие люди могут встретиться на жизненном пути верующего человека. Это произведение позволит распознать волков, прикрывающихся овечьими шкурами. Это знание обезопасит разумного человека в его усердном и искреннем поиске Бога. В жизни не всё просто, и даже если человек вступает в сферу духовной жизни, его ждёт множество испытаний и тестов. Спасён будет тот, кто узрит истину.

Ари Мардан д.

Из книги «Гитанджали»

2010г.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Песенник «Гитанджали» можно скачать по ссылке:  http://sampradaya.ru/current/book/2936-gitandzhali.html

Песни «Баул сангит»:

Песня 1: http://sampradaya.ru/legacy/textach/122-ami-tomar-duhkher-duhkhi-sukher-sukhi.html

Песня 2: http://sampradaya.ru/legacy/textach/123-dharma-pathe-thaki-koro-dzhivana-dzhapana.html

Песня 3: http://sampradaya.ru/legacy/textach/124-asalo-katha-bolte-ki-tomar-kentha-dhora.html

Песня 4: http://sampradaya.ru/legacy/textach/125-baul-baul-bolchhe-sabe-hochchhe-baul-kon-dzhana-dadi-chuda.html

Песня 5: http://sampradaya.ru/legacy/textach/126-manusha-bhadzhan-korchho-o-bhai-bhaver-gan-dhore-gupta.html

Песня 6: http://sampradaya.ru/legacy/textach/127-eo-to-eka-kalir-chela-matha-neda-kapni-para.html

Песня 7: http://sampradaya.ru/legacy/textach/128-mana-amar-hunsar-theko.html

Песня 8: http://sampradaya.ru/legacy/textach/129-maner-mala-dzhapbi-dzhakhan-mana-keno-korbi-bahya.html

Песня 9: http://sampradaya.ru/legacy/textach/130-ghare-bose-baul-hao-re-mana.html

Песня 10: http://sampradaya.ru/legacy/textach/131-balavan-vairagi-thakur.html

Песня 11: http://sampradaya.ru/legacy/textach/132-keno-bheker-prayas.html

Песня 12: http://sampradaya.ru/legacy/textach/133-hoye-vishaye-avesha-pele-mana-dzhatana-ashesha-chhadi.html

Оригинал «Введения» на английском языке:

Baul Sangit

Cantos of the madman

Srila Bhaktivinoda Thakur

Introduction

 The following patchwork was written by Srila Bhaktivinoda Thakur when he was 55. Those days, as nowadays, on the Indian territory there were a lot of people who were practicing the so-called bhakti. Among them there were those who behaved formally as saints but without elevated and pure practice of devotional service. Covered with the mask of sanctity, they concealed their material desires. Srila Bhaktivinoda Thakur was seriously disturbed by this, and for that reason he wrote ‘Baul sangit’ in 1893. The aim of this work was to open people’s eyes on God’s pseudo-devotees who were everywhere in India causing much bother to ordinary people. The behavior like this was breaking the status pure of vaisnavism.

 The aim of the twelve verses from this patchwork was to give ordinary people the security from so-called God’s servants. Simple people didn’t know the details of siddhanta and they trusted those unworthy ‘representatives of God’. In relation with this appeared the necessity to reveal the mistakes of those who accepted saintly way of life before they were on the required spiritual level.

 Baul is a saint who takes pleasure in deep relationship with God. However, one who is not mature enough for direct relationship with God should not imitate a saint’s behavior. This imitation won’t lead to anything good. Moreover, the result of such imitation is falling down in spiritual life. In consequence of such ‘divine service’ a soul will be thrown far away from association with believers for many lives, and for this reason will wait so long to get access to the transcendental happiness.

 The term ‘baul’ literarily means ‘a madman, crazy’. Actually, it relates to those saints who, according to the atheistic point of view, look completely crazy. Often even devotees-beginners cannot understand the actions of such elevated God’s servants. The supreme love for God make saints look kind of inadequate in relation to the world of maya. However, this inadequacy is characteristic of those who are on the highest level of bhakti. Such saints are met extremely rarely, Sri Krishna Himself says it in the ‘Gita’ (7.19) – sa mahatma su-durlabhah.

 Dharmaraj, the God of death, also speaks about rarity of a real saint (‘Katha-upanisad’, 1.2.7): ascaryo ‘sya vakta kusalo ‘sya labdha. He uses the word ascarya for a person who astonishes with his own practice realization about knowledge of God and soul, and also such kind of person is rarely met among a huge amount of people on the Earth. One should not use the word baul to call those who have not achieved yet this highest sanctity. Moved by the false ego, immature souls who meet different types of spiritual practice wish to show themselves up from the total crowd of people and become bauls.

 In this world there are real bauls also such as Srila Bhaktivinoda Thakur. For everyone’s benefit they reveal cheaters parasitizing in the human society, deceiving and fleecing people. Speaking about problems in a spiritual community, it is necessary to show how the transcendental ideal is different from its imitation. The aim of this is to preserve people’s faith in real saints and hope to get liberation through their mercy.

 Srila Bhaktivinoda Thakur by his work ‘Baul sangit’ helps neophyte believers make clear who is a saint and who just shelters himself behind sanctity leading predatory way of life. To manage in his mission, a great acarya takes the pseudonym Cand Baul and writes his songs in the language of ordinary people without using special vaisnava philosophy and scientific terms while creating a text. The language of his twelve Bengali songs is dialectical. Bhaktivinoda Thakur does it especially to make the distribution of the mission and teaching of Caitanya Mahaprabhu wider.

 Traditionally, bauls traveled, like sannyasi did. Because of their wide distribution from time to time from different places complaints came. People were complaining on their behavior. It was obvious that these sufferings were caused by breaking the spiritual principles written in the scriptures. ‘Narada-pancaratra’ mentions this:

sruti-smriti-puranadi-pancaratra-vidhim vina

aikantiki harer bhaktir utpatayaiva kalpate 

‘If one does not follow the instructions given in the scriptures, he just disturbs the society’.

Pseudo-bauls’ (false-saints) practice has its peculiarities. Some of them are given below.

They:

  • Believe that sexual contacts with the opposite sex will bring them to the top of spiritual realization. This tradition is connected with sahajayana and tantric sex. They constantly change partners.
  • Believe that a material body already contains all elevated conditions including maha-bhava. They think that if something does not exist in the material world, it does not exist anywhere. They honor the material body as spirit.
  • Negate deity statues (arca-vigraha) and iconography (alekhya) in spiritual practice. They recognize guru as the only external object to worship.
  • Practice artificially syncretism, mix up philosophy and practice of different religions and teachings: tantrism, alchemy, impersonalism, Mohammedanism, vaisnavism, etc.
  • Consume openly marijuana, making other people sure that it helps them to control their mind.
  • Write books, wrenching the original meaning of the Vedas and the history of the past, making texts convenient according to their worldly desires.
  • Sing and compose songs about rasa and bhava, elevated love for God in spite of their being far from this feeling.
  •  Bauls represent a separate apa-sampradaya. True saints were also called bauls, and also bright representatives of all the thirteen false schools of self-realization which were very active on the territory of India at the end of the nineteenth century.

     In modern communities of believers there also similar deviations. It is connected with the fact that the principles of the false ego influence upon a soul are just the same, no matter what nation, place or sex. That’s why ‘Baul sangit’ is topical for everyone and will be useful in any community of believers.

     Krishna Consciousness is growing in the whole world, and for this reason it is quite possible that some communities will appear separately from the ‘alive’ sadhu-sanga and will practice their own God service mixing it up with false ideas and fictions. Even now it happens in some spiritual communities where the leaders try to demonstrate their ‘bhakti’ without having enough spiritual education and being true to the high ideals of Gaudiya-vaisnavism. They establish themselves as very qualified teachers and cheat their followers by so-called revelations got directly from God, as they say. But such leaders claim to be uttama- or madhyama-adhikari quite often, in spite of having lack of understanding the features that each spiritual level has. Some of them don’t even have the appropriate initiation from a sat-guru. Nowadays, there so many crazy people preaching through the Internet. These madmen, without having diksa, speak about very private things related to lives of those who are Krishna’s closest companions. Such ‘preachers’ are actual representatives of sahajayana who think that their fictions are worthy of attention. Neither they nor those who accept them, as we can see, know that the most sacred topics are not spoken about in front of a big audience. Moreover, speculative thoughts related to adi-rasa just lead to the following madness and falling to hellish life conditions. Srila Bhaktivinoda Thakura says that such ‘devotion’ will not lead to Sri Krishna to Vrindavan. The only result will be imagined and temporary happiness far from the true spiritual reality that leads to premananda – pure spiritual pleasure. In the sixth canto of ‘Baul sangit’ he speaks about bananas, mana-kole, imagined by false-bauls and about the way they get pleasure from these bananas. These bananas are ephemeral, so they have no real value. Imaginary and invalid practice give birth to the similar results.

    The critical contents of these cantos is close to the contents of ‘Prakrita-rasa sata-dusini’ (‘A hundred warnings against the worldly rasa’) which was written in 1916 by Srila Bhaktisiddhanta Sarasvati Thakur. Russian readers know this work since 1997. Siddhanta Sarasvati writes there:

    prakrta jadera bhoge krsna-seva haya na

    jada-vastu kona-o kale aprakrta hoya na

    ‘Only a hypocrite will call sensual pleasures the service to God, which actually don’t fit. The material will never become the spiritual’ (5).

    siddhanta vihina hoile krsne citta lage na

    sambandha-hinera kabhu abhideya haya na

    sambandha-vihina jana prayojana paya na

    ku-siddhante vyasta jana krsna-seva kore na

    siddhanta-alasa jana anartha to chade na

    jade krsna brahma kori krsna-seva kore na

    ‘If there is no knowledge about spiritual practice in a person’s heart that was given by God and true acaryas of the past, this heart will never be the place of Krishna. So, being out of sambandha, such person cannot perform true devotional service, abhidheya. Without sambandha-gyana in one’s heart, prema-bhakti becomes inaccessible. One who has his own understanding and perception of spiritual life, different from that written in the scriptures, is simply fooled. Such person, even if he thinks he performs service to God, in reality has not even approached to bhakti. One who makes efforts in Krishna-seva without taking care of his spiritual education, wishing to keep his spiritual life in ignorance and lust, will never be liberated from anarthas that are obstacles on his way to Krishna. Accepting Krishna in limited way, such person won’t be able to satisfy Sri Krishna with his service’ (26-28).

    anartha thakara kale rasa-ganakore na

    anartha thakara kale siddhi-labdha bole na 

    ‘If anarthas make nests in your heart, be honest to yourself: don’t sing songs about pure rasa, don’t imagine that you are already perfect’ (49).

     Everything has its own place in life, everyone must be on the position that corresponds to his inner level. Each development has gradual nature. Trying to overcome these laws, some take the necessities which are impossible for them to bear. Srila Bhaktivinoda Thakur mentions premature renunciation from the world without capacities appropriate to it. This is described in the eleventh canto of ‘Baul sangit’. The phrase akala bheka points on immature renunciation. Such renunciation doesn’t have real value for those who don’t have enough devotion for the ideal of God which is presented in the ords of siddha-purusas, perfect souls. Sooner or later, like a pumpkin, akala-kusmanda, which became orange not in its season, a person who has renounced from the world will begin to suffer on his position. Later he will fall spiritually having dishonored his guru, his school, the teaching and God. According to the Vedic tradition, these early pumpkins are not proposed to God on the altar or as a sacrifice. The same thing is with the one who accepts renunciation or behaves like a renounced without being like this truly. Actually, this one is useless for true service to God. Akala-kusmanda is often a name for a useless and silly person.

     Thus, ‘Baul sangit’ is like at warning for a reader. About what sort of people can be met in life of a believer. This work will help to recognize wolves covered by sheep skin. This knowledge will protect an intelligent person in his sincere search for God. Not everything in life is simple. And even if a person begins his spiritual life, he will meet lots of obstacles and tests on his way.

    Ari Mardan das

    2010

    Похожие записи

    Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
    Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
    Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
    Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
    Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
    Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
    Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
    Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...