Аннукута-махотсава

89999

Аннукута-махотсава

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

Чандигарх, картика 03.11.2013 г.

Вы знаете, каково значение слова аннукут? В соответствии с пословным переводом, анна – зерно, а кут – гора, то есть гора зерна. Существует множество различных блюд из зерновых: рис, дал, пури, ладду, пакоры, кхир.

Каждый год враджаваси поклонялись Индре, но это подношение не называли аннукутом. Такое название появилось только в день, когда подношение было сделано Гирираджу. Мы знаем, что Индра был расстроен, узнав, что Кришна вдохновил всех враджаваси совершить пуджу Говардхану. В действительности, Индра впал в гнев, потому что Кришна специально пожелал его разгневать. Таков был Его план. Почему Шри Кришна спровоцировал Индру на подобное? Потому что Он знал, что старшие гопи Враджи имеют большое желание приготовить вкусные блюда и накормить ими Его. Они думали: «Как же это возможно?! Кришна – сын Нанды Махараджа, в их доме всё имеется в изобилии. Увы, к нашему сожалению, Кришна не придёт к нам, чтобы попросить что-либо, поскольку Нанда Махарадж очень богат». Не только у гопи, но также у коров было большое желание напоить Кришну своим молоком.

Во Врадже жило бесконечное множество коров, а сколько может выпить маленький Кришна? Ведь в этом святом месте Он проявляет лилу, подобную человеческой! Также во Вриндаване жили молодые гопи, которые имели огромное желание встретиться с Кришной и пить нектар Его лотосного лица. Однако они не могли сделать этого, потому что у них было так много препятствий, из-за которых им было непросто встретиться с Кришной. Они не могли общаться с Кришной в присутствии старших враджаваси. Все жители этой дхамы имели желание служить Шри Кришне, но оно не могло исполниться. В то же время мы знаем, что Кришна исполняет желания всех и каждого. Именно по этим причинам Он разозлил Индру.

Сначала Кришна поговорил со Своим отцом Нандой. При этом разговоре присутствовали все старшие враджаваси. С помощью своих изысканных аргументов Кришна уговорил изменить их решение поклоняться Индре и вместо этого провести пуджу Говардхану. Кришна сказал:

тасмад гавам брахмананам

адреш чарабхйатам макхах

йа индра-йага-самбхарас

таир айам садхйатам макхах

«Давайте устроим ягью для удовлетворения коров, брахманов и холма Говардхана! Всё, что мы приготовили для индра-пуджи, нам пригодится для говардхана-пуджы» («Шримад-Бхагаватам», 10.24.25).

Почему Шри Кришна попросил пастухов провести поклонение Говардхану? Он хотел исполнить желания всех враджаваси, которые Его очень любили. В связи с этим Кришна проявился как Гирирадж. В облике Говардхана Он начал принимать и поглощать всё, что подносили Ему жители Вриндавана. С огромным блаженством Он думал: «Я испытываю столь сильное счастье от их любви, потому желания всех Моих преданных сегодня обязательно исполнятся». Он принимал всё, что Ему давали с огромным наслаждением, приговаривая: «Аньёр! Аньёр!» — Ещё! Ещё! По сей день рядом с Говинда-кундой существует деревня под названием Аньёр.

 Кришна крал масло в домах старших гопи, чтобы исполнить их желание покормить Его. Однако, гопи хотели дать Кришне гораздо больше, поэтому они не были полностью удовлетворены тем, что Кришна ворует у них немножко масла. Теперь же Шри Кришна дал им возможность накормить Его множеством различных блюд, проявившись как холм Говардхан. Гопи обрели долгожданную удачу даровать Кришне всё, что они хотели.

Затем Кришна сильно разгневал Индру, который в порыве чувств пожелал затопить Врадж. Чтобы избежать гибели, все жители Вриндавана: коровы, другие животные, растения – приняли прибежище под Гирираджем Говардханом. Под кровом священного холма они забыли о еде и воде. Целых семь дней и семь ночей они ничего не ели и не пили. Как же такое возможно?! Они забыли обо всём, потому что своими глазами пили нектар красоты Кришны. Та амрита (нектар), который исходил из каждой части тела Говинды, полностью опьянил всех, поэтому семь дней они не чувствовали ни жажды ни голода. Когда вы остаётесь с тем, кого вы очень любите, время пролетает незаметно. Подобным образом жители Враджи, поглощённые самозабвенной любовью к Кришне, даже не ощутили того, что прошла целая неделя. Все они находились рядом со своим обожаемым Канхаей. Он – та личность, с которой они всегда хотели общаться, и теперь Он стоял перед ними. Семь дней и семь ночей для них пролетели как одно мгновение. Аннукут совершался в Пратипаду (первый день после Амавасьи), а на следующий день проявился гнев царя небес Индры, и Кришна поднял Гирирадж. В навами Кришна опустил Гирирадж, и растерянный Индра пришёл к Нему просить прощения:

са твам мамаишварйа-мада-плутасйа

критагасас те `видушах прабхавам

кшантум прабхо `тхархаси мудха-четасо

маивам пунар бхун матир иша ме `сати

«Опьянённый собственной властью и запамятовавший о Твоей верховной власти, я нагло оскорбил Тебя. О Господь, будь милостив, прости меня — глупого. Благослови! Пусть сознание моё никогда больше не осквернится» («Шримад-Бхагаватам», 10.27.8).

Когда Индра разозлился и решил расправиться с враджаваси, он попросил помощи у других полубогов, в том числе и у Варуны. Индра желал с их помощью устроить потоп во Врадже. Когда Индра пришёл просить прощения, Кришна сказал ему: «Я прощаю вас всех». Поскольку Индра считается главным среди полубогов, то он представлял всех их.

После этой ошибки, полубог Варуна косвенным образом совершил ещё одну оплошность. В двадаши, рано утром Нанда Махарадж пошёл совершить омовение в Ямуне. Вдруг слуги Варуны схватили Нанду и унесли на Варуналоку. Они это сделали потому, что Нанда Баба совершил омовение в Ямуне в неположенное время. Он пришёл слишком рано, поэтому они решили наказать его. Когда Варуна увидел в своей обители Нанду Бабу, он подумал: «Мои слуги совершили большую ошибку». Варуна отнёсся к Нанде Махараджу очень уважительно. Он предложил лучшее сидение, поклонился и стал молить его о прощении: «Мои слуги совершили большую ошибку, но на самом деле это моя вина, потому что они выполняют мою волю. Мои слуги не имеют доступа к бхакти-шастрам, они ограничены только знанием карма-канды. Они не знают, что в двадаши перед тем как прервать пост, разрешается принять омовение рано утром. После того как Варуна извинился перед Нандой Махараджем, появился Шри Кришна и забрал Своего отца. Индра, узнав об этом, отругал Варуну: «Я уже совершил огромную ошибку, разве для тебя она не стала уроком?»

Когда Шри Чайтанья Махапрабху проживал в Джаганнатха Пури, преданные из Бенгалии приходили туда и приносили множество различных и вкусных приготовлений. Они отдавали их Говинде Прабху. Они просили Говинду, чтобы он накормил ими Махапрабху. Позже они всегда спрашивали: принял ли Господь Чайтанья то, что они передали Ему? Говинда день за днём предлагал Шриману Махапрабху подношения, которые приносили бхакты, но Господь Чайтанья снова и снова отказывался их принимать. Наконец Говинда сказал: «О Махапрабху, что же мне делать?! Твои преданные просят меня накормить Тебя. Каждый день они приходят и спрашивают: принял ли Ты хоть что-нибудь? Однако Ты отказываешься есть. Скажи, пожалуйста, что мне делать в этой ситуации? Тогда Махапрабху с любовью ответил: «О Говинда, ты тот, кто находится со Мной долгое время (адивасья). Неужели ты не знаешь, что делать?! Неси всё, что у тебя есть!» Говинда стал подавать Махапрабху разные кушанья, а Господь быстро поглощал их одно за другим, при этом приговаривая: «Неси ещё, неси ещё!» Очень быстро Махапрабху съел всё, что было. Эта лила Господа так же называется аннукутом.

Мадхава-прия Прабху: Через лилу аннукута-махотсавы Кришна учит нас, как Ему следует поклоняться. Кто-то может сказать, что Кришна – очень гордый, так как Он призывает всех проводить поклонение Самому Себе.

Шрила Б.В. Бхарати Махарадж: В Его действиях нет никакой гордости. Посмотрите, Кришна пришёл как маленький мальчик, Он никогда не говорил, что знает всё. Он просто решил поинтересоваться: почему мама Яшода готовит столько различных блюд? Даже несмотря на то, что Он обучает нас, в Нём нет и следа гордости. Даже если Бхагаван говорит Сам о Себе, никто не сможет понять Его истинную природу, понять кто Он такой.

эковаши сарвагах кришна идйа

эко пи сан бахудха йо вабхати

«Единственному повелителю всех, вездесущему, не имеющему равных Парабрахману Шри Кришне поклоняются полубоги, люди и все живые существа. Хотя Он один, с помощью Своей ачинтья-шакти Он проявляется во многих образах и устраивает всевозможные непостижимые развлечения» («Атхарва-Веда», «Гопала-тапани упанишад», Пурва).

Нужно получить Его милость, чтобы осознать, кем Он является на самом деле. Необходимо также осознать, каково наше подлинное положение по отношению к Нему. Когда Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж начал проповедовать, он всё делал сам: собирал пожертвования, готовил, служил совсем новым преданным, делал для них удобные сиденья и даже мыл их тарелки. Однажды Мукунда Махарадж спросил его: «Свамиджи, можем ли мы вам помочь?» На это он ответил: «Нет, спасибо». Долгое время Шрила Бхактиведанта Свами делал всё сам и при этом давал замечательную катху, где рассказывал о том, как служить гуру и Кришне, как предлагать пранамы, лампаду с гхи и другие атрибуты поклонения. Однажды он сказал: «Это очень тяжело для гуру: обучать, как нужно поклоняться гуру». Он был вынужден объяснять своим ученикам, как правильно почитать его самого, иначе они бы не получили духовного блага. Для него это было очень тяжело, но в том, что он это делал, заключается великая милость. У него не было никакого желания, чтобы ему поклонялись и проводили пуджу. Он принимал поклонение по своей беспричинной милости, подобно тому, как отец объясняет своему ребёнку, как правильно себя вести. Кришна так же являл наравата-лилу, именно поэтому Он не начал напрямую наставлять Своего отца. Кришна просто как ребёнок поинтересовался: к чему готовятся Его родители? Только потом Он объяснил Своим близким: «Мы – вайшьи, поэтому мы совершаем служение коровам, а для них нужна трава и вода. Всё это нам даёт наш любимый Говардхан». Так постепенно Кришна приближался к той идее, которую хотел донести до всех. В том, что Он делал, не было никакой гордости!

Преданный: Преданные в моём городе (Джаландхаре) в аннукута-махотсаву читают прославления Мадхавендры Пурипада, как он нашёл Божество Гопала и устраивал аннукуту каждый день в течении двух лет. По этой причине мы читаем эту историю в этот день, правильно ли это?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Десятая песнь «Шримад-Бхагаватам» описывает лилу Гирираджа и аннукута-махотсаву. Однако, до тех пор, пока мы не погрузимся в комментарии ачарьев нашей гуру-варги, мы не сможем понять истинного значения лил Шри Кришны. Многое из того, о чём я говорю, вы не сможете найти в оригинальных, древних текстах на санскрите. Я узнал об этом из комментариев наших ачарьев. Мы имеем непосредственную связь с Мадхавендрой Пурипадом, Ишвари Пурипадом и Махапрабху через парампару. Поэтому, читая их учения, мы сможем получить особое вдохновение. Шри «Чайтанья-чаритамрита» написана на бенгали, этот язык более простой, чем санскрит. Поэтому изучать истории из «Чайтаньи-чаритамриты» очень благоприятно для нас. Они более доступны для понимания.

Преданный: Каждый день мы ходим на санкиртану, и там нам раздают различные угощения, считается ли это прасадом? Можем ли мы это принимать и почитать?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Вы ходите не просто так, а под руководством вайшнавов, как представители Матха. Это не ваше независимое решение, вы идёте по стопам преданных. То, что вам раздают, сначала предлагается старшим вайшнавам, поэтому всё, что попадает затем к вам в руки, считается прасадом, вы можете это принимать. Если же кто-то, кто не является преданным, даёт вам угощение, приготовленное им, например, рис, дал, сабджи, то вам не следует принимать это. Обычно если нас кто-то приглашает, то мы в этом случае готовим прасад в Матхе и после привозим на программу. Однако вы должны взять в руки то, что вам дают и отдать нуждающимся.

Однажды мой Гуру Махарадж приехал в Харидвар на фестиваль Кумбха-мелы. Шествуя по улице, мы встретили одну женщину, которая раздавала пури и халаву. Сперва я не хотел брать её угощения, но Гурудев сказал: «Возьми, мы должны принять её дар, но есть это мы не станем, так как это противоречит нашим принципам. Мы можем отдать это нищим». Я спросил у Гурудева: «Какой смысл брать подобное подношение, если мы не будем это есть?» Тогда Гурудев дал очень особое наставление: «Эта женщина пытается послужить садху. Это очень благоприятно для прогресса её души. Мы не должны никого останавливать в служении преданным Господа. Поэтому, в знак уважения нужно принять то, что она даёт. Таким образом, эта душа получит духовное благо». Люди, к которым вы заходите во время санкиртаны, знают, что вы преданные Кришны, и поэтому пытаются хоть как-то послужить вам. Мы обязаны принять их настроение служения.

Преданный: Почему во время Картики каждый год вы даёте катху по «Гаджендра-мокше»?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (7.16):

чатур-виддха бхаджанте мам, джанах сукритино ‘рджуна

арто джиджнасур артхартхи, джнани ча бхаратаршабха

«О лучший из Бхарат, четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Абсолютную Истину».

Первая категория – это страдающие, мы все в материальном мире постоянно страдаем. Ганджендра – артах-бхакта. В момент опасности и страдания Гаджендра понял, что только предание Верховному Господу сможет его спасти, никто другой ему не поможет. В этой истории много поучительного. Во-первых, Господь устанавливает отношения не с телом, а с душой каждого. Мы знаем, что Гаджендра сначала был Индрадьюмной Махараджем. Всевышний Господь не думает, что кто-то является слоном, а кто-то человеком, который единственно может рассчитывать на милость. У Бога нет предвзятостей. Бхагаван, прежде всего в каждом видит душу, которая связана с Ним вне зависимости от типа тела, в котором она пребывает. Эта история показывает, что Господь слышит каждую нашу просьбу, каждую молитву. Мы должны быть уверены в этом. Я обсуждаю именно эту лилу Господа каждую Картику. Такова традиция Чандигархского Матха, и люди ждут именно этой катхи. Во время Картики мы также слушали и другие лилы. Очень часто мы обсуждали «Бали-самвад». Бали Махарадж полностью предался лотосным стопам Господа Ваманы, ради этого он оставил даже наставления своего гуру Шукрачарьи. Таким образом, он показал всему миру, что если гуру мешает совершать бхаджан и поклоняться Бхагавану, то его нужно оставить. Преданные Господа показывают, что ради служения Ему можно оставить выполнение других религиозных обязанностей. Бхарата Махарадж (брат Господа Рамачандры) отрёкся от своей матери, так как внешне она была причиной изгнания Рамачандры из дворца. Вибхишана оставил своего кровного брата Равану, так как Равана был против Господа Рамы. Так же мы не раз уже слушали брахма-вимохана-лилу, где Брахма по милости Господа понял, что Шри Кришна – изначальный Творец, высшая Причина всех причин, и Он же – Сам Нараяна, которого Брахма считает своим отцом. В конце этой лилы Брахма вознёс молитвы Кришне, он сказал: «Чем же я горжусь?! Тем, что я сотворил вселенную? Хотя я и создал всю вселенную, тем не менее, я не являюсь её повелителем. Господь – единственный хозяин всего сотворённого. Во время Картики мы слушали множество лил. Слушать только «Ганджендра-мокшу» не является обязательным условием. Существует множество и других деяний Господа, которые нас многому могут научить. Когда я под руководством старших учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура совершал парикраму, то мы слушали катху как из «Шримад-Бхагаватам», так и из «Чайтанья-чаритамриты». Чаще всего, мы использовали не изначальные писания, а комментарии вайшнавов. Например, во время Картики мы слушали «Рай-Рамананда самвад» с комментариями возвышенных вайшнавов или «Бхаджана-рахасью». Поэтому я рекомендую изучать писания, которые связаны со «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамритой». Поскольку я провожу Картику в Чандигархе, я даю лекции по «Ганджендра-мокше», так как местные преданные делают рекламу и приглашают людей слушать именно эту тему. У меня также есть желание давать катху по «Брахма-стути».

Преданный: Могли бы вы рассказать, что такое разлука?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Когда мы хотим быть с тем, к кому мы очень привязаны, с кем мы общались, от кого вдохновлялись, но это невозможно, тогда мы чувствуем с ним разлуку. Разлука приходит не только от прямого, физического общения. Неправильно думать, что она (будучи целиком духовной) рождается от чего-то внешнего. Общение с шуддха-вайшнавами не может быть чем-либо ограничено. Например, если мы читаем «Чайтанья-чаритамриту» под руководством чистого преданного, в этот момент мы непосредственно общаемся со Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами. С вайшнавом можно общаться, изучая его послания, следуя его наставлениям и примеру.

Шрила Нароттама дас Тхакур выражает глубокое чувство разлуки в своём бхаджане «Дже анило према-дхана», он молится:

каха мора сваруп-рупа каха санатана

каха даса рагхунатха патита-павана

«Где спасители падших душ? Где Сварупа Дамодар? Где Рупа Госвами и Санатана Госвами? Где найти Рагхунатху даса Госвами?»

Нароттама дас плачет в разлуке по тем возвышенным вайшнавам, с кем не имел физического общения. Он взывает к Шриману Махапрабху, к Сварупе Дамодару, к Рупе и Санатане Госвами, Рагхунатхе дасу. Хотя всем известно, что внешне из шести Госвами Вриндавана Нароттама дас Тхакур общался только со Шрилой Дживой Госвами. Благодаря бхаджану он достиг такого уровня, что чувствовал нестерпимую боль разлуки с близкими спутниками Шри Чайтаньи Махапрабху.

Шрила Бхактивинода Тхакур молится («Кальяна-калпатару», «Прартхана Лаласа-майи», песня 2, «Шри-гуру вайшнава крипа», стих 6):

кабе нароттама-саха сакхата хоибе

кабе ва прартхана-раса читте правешибе

«Когда же я обрету даршан Шрилы Нароттамы даса Тхакура? Когда божественная раса его книги «Прартхана» вольётся в моё сердце?»

Почему Шрила Бхактивинода Тхакур молится об этом? Ведь он уже знает всё, что есть в «Прартхане»! Однако следует понимать, что истинная реализация слов бхаджанов придёт только от того вайшнава, который сам испытал эти духовные переживания и написал о  них на благо всему миру. Поэтому Бхактивинода Тхакур молится об истинной встрече со Шрилой Нароттамой дасом Тхакуром, так как понимает, что сможет понять бхавы «Прартханы» только по его милости. Подобным образом и Мадхвачарья встречался со Шрилой Ведавьясой, чтобы понять «Шримад-Бхагаватам». Мадхвачарья всё прочитал и понял, что ему необходимо вопрошать у того, кто осознаёт истинный смысл. Увидев желание Мадхвачарьи, Вьясадева явился к нему во сне и сказал прийти в Бадарикашрам, показав путь. Таким образом, разлука приходит не только от физического общения. Стремление слушать катху из уст чистых преданных и перенимать их настроение рождает в сердце желание встречи с великими вайшнавами. Если же нет возможности встретиться, тогда и проявляется глубокая разлука.

Преданный: Один преданный в России занимается созданием Гаудия-вайшнавского сайта. Он хочет выкладывать на нем катху великих ачарьев. Он просит у вас благословения на эту севу.

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Каждый раз, когда преданные просят у меня благословений, я отвечаю: «Мои благословения всегда с вами!» В то же время, вы должны понимать, что благословения подействуют при условии, если у вас нет никаких материальных желаний, в особенности славы и почести. Если есть желание прославиться через проповедь миссии Шри Чайтаньи Махапрабху, тогда благословения не подействуют. Если же желание служения чисто от посторонних мотивов, то благословение придёт само по себе, о них даже не нужно просить.

Преданный: Несколько преданных из Китая хотели приехать к вам в Картику, но им не дали визу. Почему так происходит? Ведь для Кришны нет ничего невозможного!

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Если вы по-настоящему искренни в своём желании, но обстоятельства не позволяют вам приехать, то следует воспринимать это, как проверку Господа. Бог будет регулярно вас проверять. Если золото поместить в огонь, то чем дольше оно там будет находиться, тем ярче будет сиять и становиться прекраснее. Подобным образом, если к преданным приходят какие-то испытания, но они по-настоящему искренни, то, в конце концов, эти преданные получат нечто очень ценное. Поэтому не нужно волноваться.  Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур (Бимал Прасад) до посвящения был отвергнут Шрилой Гауракишором дасом Бабаджи Махараджем семь раз. Он даже сказал Прабхупаде: «Я не вижу в тебе никаких хороших качеств. Я никогда не буду принимать учеников». В другой раз он ответил: «Я спрошу Махапрабху, что мне с тобой делать». Даже такие великие преданные, как Шрила Прабхупада, проходили суровые проверки. В этом нет никакой проблемы. Мы должны сохранять терпение и молиться: «Когда же наступит тот день, когда рассеются все неблагоприятные обстоятельства, и я смогу общаться с вайшнавами?»

Перевод: Манохари д.д.
Редакция: Шамали д.д., Ари Мардан д.

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...