Адхикара и путь

Адхикара и путь

Утрення прогулка, 21 июля 2007 года, Баджер

Нитья лила правишта Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

 

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Вчера (вечером) мы разобрали два вопроса.

Шрипад Бхагавата Махарадж: Да, те вопросы, на которые ответили Кави и Хави.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Каков был первый вопрос?

Шрипад Бхагавата Махарадж: Первый вопрос был таким: «Что такое высшее благо?»

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: [К Шраути Махараджу] Можешь ответить?

Шрипад Шраути Махарадж: Каково…Ммм…

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Тебе надо так много времени, чтобы ответить?

Шрипад Триданди Махарадж: «Каков метод достижения…?»

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: На самом деле вопрос другой.

Шрипад Дамодар Махарадж: «Каков самый лёгкий путь освобождения из круговорота рождения и смерти»?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Вопрос таков: «Что такое бхагавата-дхарма

Участие в процессе бхагавата-дхармы с лёгкостью избавляет от всех проблем, останавливает боль бесконечных рождений и проявляет кришна-прему.

Такой был вопрос. И какой был ответ?

Шрипад Бхагавата Махарадж: Необходимо общаться с садху. Благодаря общению с садху и святому имени…

Шрипад Мадхава Махарадж: 

 

йе ваи бхагавата прокта

упайа хй атма-лабдхайе

анджах пумсам авидушам

виддхи бхагаватан хи тан 

«Шримад-Бхагаватам» 11.2.34

 

«Даже невежественное живое существо может с лёгкостью постичь Верховного Господа если применит данный Им Самим способ. Рекомендованный Господом способ известен как бхагавата-дхарма, или преданное служение Верховному Господу».

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Такое же наставление дал Сам Кришна в отношении того как легче всего достичь Его, и как нам проще обрести Его любовь. Вся боль от бесчисленных проблем легко исчезнет благодаря шраванам (слушанию), киртанам (повторению Его имён и славы) и смаранам (памятованию Его).

После Кави объяснил: Ты забыл Кришну. Прежде всего, отправляйся к гуру, прими его и служи ему. Таким образом, ты станешь способен служить Кришне.

бхайам двитийабхинивешатах сйад

ишад апетасйа випарйайо смритих

тан-майайато будха абхаджет там

бхактйаикайешам гуру-девататма

«Шримад-Бхагаватам» 11.2.37

«Страх охватывает живое существо из-за ложного отождествления себя с материальным телом и своей погруженности во внешнюю иллюзорную энергию Бхагавана. Когда таким образом живое существо отдаляется от Бхагавана, оно забывает о своём изначальном положении слуги Господа. Это состояние страха и есть следствие влияния иллюзорной энергии, называемой майей. Поэтому разумная личность без колебаний посвящает себя чистому преданному служению Богу под руководством истинного духовного учителя, которого почитает как Божество и саму свою жизнь и душу».

Кави также объяснил:

йан астхайа наро раджан

на прамадйета кархичит

дхаван нимилйа ва нетре

на скхален на патед иха

«Шримад-Бхагаватам» 11.2.35

«О царь, тот, кто идёт по пути бхакти, никогда не споткнётся на нем; даже если он будет бежать по нему с закрытыми глазами, он никогда не оступится и не упадёт».

Если кто-либо идёт по этому пути, даже если он бежит по нему с закрытыми глазами, он не упадёт. Каков смысл этого стиха?

Шрипад Бхагавата Махарадж: Для тех, кто на этом пути, данным Шри Кришной, исполнение шраванам, киртанам и смаранам под руководством  и защитой сад-гуру (осознающего себя гуру),  не столь важно на сколько труден этот путь. И всё же …

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Нет.

Шрипад Садджан Махарадж: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своём комментарии объясняет выражение «бежать с закрытыми глазами» как если даже кто-либо не сведущ во всех шастрах, но при этом исполняет нава-видха-бхакти, девятисложный процесс бхакти, ему гарантирован успех. Я правильно понял это?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Нет. [К Шрипаду Падманабхе  Махараджу] Каков смысл?

Шрипад Падманабха Махарадж: Путь бхагавата-дхармы дан Самим Шри Кришной. Вся сложность путей карма-йоги, гьяна-йоги и аштанга-йоги[i] не касаются преданного, поскольку бхагавата-дхарма естественна для души. Естественное положение души служить Шри Кришне. Поэтому если душа принимает способ беспримесной бхакти, она защищена. Даже если её следование не совершенно, она получит поддержку.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: [К Шрипаду Триданди Махараджу] Можешь ли ты добавить к этому что-нибудь?

Шрипад Триданди Махарадж: Нужна храбрость и вера чтобы продолжать двигаться.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: [К Дхира кришне дасу] Можешь объяснить?

Дхира Кришна дас: Уже было отмечено, что мы должны служить гурудеву как своей атме (душе). Таким образом…

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Вы не можете объяснить. Лучше выслушайте моё объяснение.

Произнеся слова Кави, Шрила Шукадева Госвами сказал, что если кто-то на этом пути закроет свои глаза и побежит очень быстро, он не упадёт и не отклонится от пути. Что это значит? Вайдхи-бхакти это медленное развитие. Преданный практикующий вайдхи-бхакти пристально вглядывается, но его развитие очень медленное.

С другой стороны, те, кто следуют рагануга-бхакти, «закрывают глаза». Это значит, что даже если они пренебрегают какими то видами бхакти, например дварака-дхйаной (медитация на игры Кришны в Двараке), или арчаной, они будут успешны.

Они плачут:

эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа

джатанураго друта-читта уччаих

асатй атхо родити раути гайатй

унмада-ван нритйати лока-бахйах

«Шримад-Бхагаватам» 11.2.40

«В сердце того, кто принял трансцендентный обет, пробуждается привязанность к воспеванию имени его самого дорогого Господа, из-за чего сердце тает. Так он поднимается над положением обычных людей, и его больше не заботит их мнение и взгляды. Поэтому, без притворства, очень естественно, он действует как безумный. Иногда он надрывается от смеха, а иногда проливает потоки слёз. Иногда он громко зовёт  Бхагавана, а иногда сладко поёт Его славу. Или же когда он видит, что его возлюбленный стоит перед ним, он начинает танцевать для Него».

Преданное служение, описанное в этом стихе, не вайдхи-бхакти. Преданный, о котором здесь говорится, без тени стеснения, постоянно плачет и смеётся. Таков смысл.

Для того, кто следует рагануга-бхакти, не будет вреда, если он пренебрегает несколькими видами вайдхи-бхакти, которые не благоприятны для развития рагануги[ii]. Даже если он пренебрежёт другими методами, следуя лишь процессу рагануга-бхакти, он достигнет полного успеха. Таков скрытый смысл выражения «бежать с закрытыми глазами».

Шрипад Падманабха Махарадж: Тогда можем ли мы сказать, что весь ответ Кави на первый вопрос о рагануга-бхакти?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Он начинает свой ответ с вайдхи-бхакти, со стиха бхайам двитийабхинивешатах, он подходит к рагануга-бхакти.

Вриндаван дас: В отношении того, что вы только что сказали о преданном на этом пути, что он способен достичь совершенства в то время как он бежит с закрытыми глазами, подтверждает ли это то что бхакти полностью не зависимо? Таково понимание?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Я объяснил, что развитие  в вайдхи-бхакти вы следуете правилам и ограничениям, продвигаясь очень медленно. Вы должны идти очень осторожно, пристально вглядываясь, с уважением следуя всем ограничениям этого пути бхакти. Затем, спустя долгое время, или даже после многих рождений – проявится рагануга-бхакти. «Бежать с закрытыми глазами» относится к подлинному рагануга садхаке, который пренебрегает некоторыми видами бхакти. У него нет и шанса упасть, он продолжит двигаться к совершенству[iii].

В этом стихе («Шримад-Бхагаватам», 11.2.40) не упоминаются виды бхакти. На самом деле преданный, описанный в этом стихе является маха-маха-бхагавата (играющий роль рагануга-бхакты). Он ничем не занимается здесь кроме как зовёт: «Ха Кришна! Ха Кришна»! Иногда он смеётся, иногда плачет, видит Кришну в своём сердце, а порой он замолкает (мауни). Он не упадёт, даже если он пренебрежёт любым видом бхакти, и он быстро разовьётся в своей любви.

Абхирам дас: Шрила Гуру Махарадж, благоприятно ли следовать картика-врате[iv] в Баджере?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Конечно. Вы можете следовать ей где угодно. Так же мы должны следовать чатурмасья-врате[v], не только в Баджере но повсюду в мире.

Падманабха дас: Гурудев, значит ли фраза «бежать с закрытыми глазами», что садхака не следует как минимум основным принципам…

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Ты не понял, поэтому не можешь задать правильный вопрос. Попытайся понять то, что я только что объяснил.

Падманабха дас: Я понял, Гурудев, не много.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Ты не можешь понять. Ты должен стать таким как они (присутствующие санньяси и брахмачари), оставив жену и имущество. Всегда слушая и размышляя на темы бхакти и служа им. Тогда ты сможешь с лёгкостью понять.

Индупати дас: Мы видим, как много преданных отправляется во Вриндаван и погружается в воспевание. Они пренебрегают многими видами бхакти и просто воспевают во Вриндаване, но через некоторое время они оставляют весь процесс (бхакти).

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Такие люди не следуют рагануга. Рагануга-бхакти очень редко, очень редко. Будь то в Вриндаване или в другом месте, такие обычные преданные склонны к совершению оскорблений.

То, что я объяснил для рагануга-бхакт, таких как Рай Рамананда. Он заботился о молодых и очень красивых женщинах, оставаясь при этом полностью невозмутимым. Можешь ли ты так?

 Индупати дас: Нет, Шрила Гурудев.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Тот, кто пытается это сделать, не имея  способностей Шрилы Рай Рамананда, тем самым пренебрегая регулирующими принципами, просто похотлив. Только такие люди, как Шрила Сварупа Дамодара и Шрила Рупа Госвами могут так поступать. Они способны, и достижение их уровня является целью и смыслом нашей жизни.

Шрипад Падманабха Махарадж: Некоторые преданные говорят: «Шрила Гурудев, Шрила Нараяна Госвами Махарадж проповедует рагануга-бхакти. Поэтому нам следует слушать только раса-катху, так мы сможем войти в рагануга-бхакти».

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Что я объясняю здесь? Рагануга-бхакти? Или что?

Шрипад Падманабха Махарадж: Вы также объясняете вайдхи-бхакти.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: В основном я рассказываю о вайдхи-бхакти. Я ничего не рассказываю о раса-лиле. Они говорят неправду.

Шрипад Садджан Махарадж: Иногда говорится, что этот путь бхакти подобен острому лезвию бритвы. Это говорится в отношении нава-видха-бхакти, девятисложного метода бхакти?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Этот мир подобен острому лезвию бритвы (кшурасйа дхара), не бхакти. Бхакти очень нежное. Понимаешь? Этот мир, созданный из невежества, является кшурасйа дхара – кругом проблемы. Оставьте невежество и придите к бхакти. Таков смысл упомянутого тобой стиха.

Каков второй вопрос Ними Махараджа к девяти мудрецам?

Шрипад Неми Махарадж: «Каковы качества преданных разного уровня, практикующих бхагават-дхарму»? Уровни преданных таковы: уттама-бхагавата, мадхьяма и каништха.

Шрипад Триданди Махарадж: «И какова их деятельность? Как они говорят? Что они делают»?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Как они ведут себя?

шри-раджовача

атха бхагаватах брута

йад-дхармо йадришо нринам

йатхачарати йад бруте

йаир лингаир бхагават-прийам

«Шримад-Бхагаватам» 11.2.44

«Махараджа Ними сказал: Сейчас, пожалуйста, расскажите мне очень подробно о преданных Верховного Господа. Каковы естественные признаки, по которым я могу отличить самых лучших преданных, тех, кто находится на среднем уровне, и тех, кто являются новичками? Каковы типичные деяния вайшнава, и как он говорит? Особенно, пожалуйста, опишите те качества и отличительные черты, посредством которых вайшнавы становятся дороги Верховному Господу».

Как в начале ответил Шри Хави на этот вопрос?

Шрипад Бхагавата Махарадж: Первый ответ о уттама-бхагавата (самых продвинутых преданных, высшего уровня). «Бхагаватам бхавам атманауттама-бхагаваты видят своё настроение любви к Кришне во всех живых существах. Он видит свою бхаву (настроение преданности) во всех личностях.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Каков пример его мышления?

Шрипад Бхагавата Махарадж: Он думает: «Все заняты служением Шри Кришне. У всех тоже настроение – бхава, такое же что и у меня».

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Какое настроение у Прахлады Махараджа?

Шрипад Бхагавата Махарадж: Он видит Кришну повсюду, во всех и во всём и то, что они полностью предались Кришне.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Он видит все живые существа и всё в творении, пребывающим в Шри Кришне. Таков пример уттама-бхагавата.

Кто такой мадхйама?

Шрипад Триданди Махарадж: Он различает между…

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: [К Шрипаду Садджану Махараджу] Ты скажи.

Шрипад Садджан Махарадж: Мадхйама-адхикари имеет четыре вида отношений. Он видит Верховного Господа и поклоняется Ему в своём сердце. Он видит преданных и вовлекается с ними в шесть видов взаимообмена с любовью. Он проповедует невинным и невежественным, но избегает завистливых.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Ты не объяснил это ясно. Кто объяснит это?

Шрипад Неми Махарадж:


ишваре тад-адхинешу

балишешу двишатсу ча

према-маитри-крипопекша

йах кароти са мадхйамах

«Шримад-Бхагаватам» 11.2.46

«Мадхьяма­адхикари именуется тот, кто любит Ишвару и Его чистых преданных, поддерживает дружеские отношения с Его бхактами, милосерден к людям, не знающим о бхакти, и безразличен к тем, кто враждебно относится к Ишваре и Его преданным».

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Что ты понимаешь под слово маитри?

Шрипад Неми Махарадж: Мадхйама-адхикари дружит тремя разными способами с преданными. В дружбе с очень возвышенным преданным, он предложит ему всё – своё сердце, душу и всё чем обладает. Он поддерживает дружбу с преданными того же уровня бхакти, что и сам. А так же дружит с менее опытными преданными, давая им наставления. Таковы три разных вида маитри.

Шрипад Мадхава Махарадж: И према?

Шрипад Неми Махарадж: Према определена в следующем стихе:

анйабхилашита-шунйам

гйана-кармадй-анавритам

анукулйена кришнану-

шиланам бхактир уттама

«Бхакти-расамрита-синдху» 1.1.11

«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождается различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом), кармы (корыстной деятельности), йоги или аскетизма, и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, – называется чистым преданным служением, уттама-бхакти».

Это према к Ишваре, Верховному Господу.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Затем?

Шрипад Неми Махарадж: Балишешу означает, что преданный проповедует тем, кто вне санги с преданными, и тем, кто ещё не понял преданное служение. Каништха-адхикари также балишешу, они нуждаются в общении.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Каковы признаки каништха-адхикари?

Шрипад Падманабха Махарадж:


арчайам эва харайе

пуджам йах шраддхайехате

на тад-бхактешу чанйешу

са бхактах пракритах смритах

«Шримад Бхагаватам» 11.2.47

«Тот, кто служит Божеству Шри Хари с мирской верой, не имея желания служить Его преданным и другим живым существам, в сердце которых пребывает Господь Хари, именуется начинающим преданным (каништха-адхикари, или пракрита-бхактой)».

У каништха-адхикари есть шраддха или вера в поклонение Божеству Господа. У него может быть шраддха в гуру и он может правильно выражать почтение ему. Но он не знает, как распознавать преданных и он не знает на каком уровне находятся разные преданные. Так же он не умеет себя вести с обычными людьми и потому легко поддаётся их влиянию. Его шраддхакомала (очень мягкая, податливая), в любое время она может пережить потрясение.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Хорошо.

Анирудха дас: Может ли каништха вайшнав правильно проповедовать?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Что он будет проповедовать? Он почти не знает сиддханту. Он должен служить мадхйама-адхикаривайшнаву и регулярно его слушать. Тогда он сможет правильно проповедовать.

Преданный: Шрила Гурудев, разве Шрила Свами Махарадж Прабхупада не задействовал одних лишь каништх в распространении сознания Кришны по всему миру?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Он обычно говорил им, что проповедь это распространение книг, чтение и общение с более возвышенными чем они вайшнавами. Как каништхавайшнав может правильно проповедовать, если он знает только арчану и поклонение своему гурудеву? Что он может проповедовать, если он в действительности не понимает другие виды бхакти, если он не может различать между уттама, мадхйама и каништха-адхикари, и если у него нет правильного понимания бхакти-сиддханты?

Преданный: Даже хотя мы были каништха, мы всегда говорили, что мы мадхйама потому что проповедовали.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Это потому что Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж хотел так или иначе занять всех кто пришёл к нему. Он хотел, чтобы начинающие преданные развили вкус к бхакти. Он считал, что занимаясь служением, которое он дал им, они будут развиваться в сознании Кришны. Это было его намерением.

[К Субал сакхе дасу] Ты много взял Вриндаванских фотографий?

Субал сакха дас: Вриндаванских? Да.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Когда наша книга «Враджа-мандала парикрама» (большого размера) будет издана?

Субал сакха дас: Очень скоро. Преданные из Голландии работают над дизайном и вёрсткой…

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Я хотел издать эту книгу, но Нишчинтйа не смог этого сделать и ты не можешь.

Субал сакха дас: Она будет издана, Гурудев. Я гарантирую на сто процентов, что она будет издана.

«Шри Падма Гаудия Матх», г.Кемерово

Перевод: Дхаранидхара дас.

[i] Карма-йога это путь к осознанию Бога через посвящение плодов своей работы Богу.

Гьяна-йога это метод духовного возвышения основанный на философском самонаблюдении и развитии знания.

Аштанга-йога это система йоги, состоящая из восьми частей: яма (подчинение чувств), нияма (подчинение ума), асана (телесные позы), пранаяма (овладение дыханием), пратьяхара (уведение ума от чувственного восприятия), дхарана (умиротворение ума), дхьяна (медитация), и самадхи (глубокая, непрерывная погружённость в Господа в сердце).

[ii] Рагануга или рагануга-бхакти определяется следующим образом:

вираджантим абхивйактам

враджа-васи-джанадишу

рагатмикам анусрита

йа са раганугочйате

«Бхакти-расамрита-синдху» 1.2.270

«Служение Господу, пропитанное сильнейшей спонтанной любовью и присущее вечным жителям Враджа (враджаваси), называется рагатмика-бхакти. Преданное служение в настроении и по примеру враджаваси называется рагануга-бхакти».

   Шрила Нараяна Махарадж: Важно ясно понимать разницу между рагатмикой и раганугой. Рага обозначает «сильная привязанность к объекту любви» или «то, к чему стремится сердце без каких-либо усилий и рассуждений»; атмика означает «пропитанный»; ануга означает «следовать по стопам». Поэтому термин рагатмика относится исключительно к совершенным душам, вечным спутникам Шри Радхи-Кришны во Врадже, тогда как термин рагануга относится к обусловленным душам, практикующим бхакти в этом мире, с сильным желанием обрести рагатмика-бхаву враджаваси».

[iii] На этой утренней прогулке, Шрила Нараяна Госвами Махарадж говорит о воистину далеко ушедших рагануга садхаках. Например, в своей лекции в Германии, 8-го июля 2007 года, он предупреждал от преждевременных попыток следовать практикам рагануга-бхакти. Он говорил, что особенно европейские и русские преданные думают, что они уже расика и потому хотят наслаждаться расами (вкусами духовных отношений с Кришной). Но наши ачарьи оценивают такие попытки как сахаджию или притворство. Попытки имитировать возвышенных преданных, которые сродни желанию получить плод с вершины дерева не поднимаясь на него и перепрыгиванию естественных ступеней развития. В результате такие неопытные преданные оставляют регулирующие принципы бхакти под предлогом следования так называемой практике «спонтанного преданного служения», которая не имеет ни чего общего с рагануга-бхакти.

[iv] Картика-врата это обет (врата) в течение одного месяца (обычно приходящегося на октябрь – ноябрь, и называющегося Картика), во время которого следуют определенным правилам, воздерживаются от некоторых видов пищи, посещают места игр Кришны во Вриндаване и не критикуют других и так далее.

[v] Чатурмасья-врата это обет в течение четырёх месяцев (обычно с июля-августа по октябрь-ноябрь), который также подразумевает воздержание от определённой пищи.